Написание контрольных, курсовых, дипломных работ, выполнение задач, тестов, бизнес-планов

Кейс

Учебный кейс:

Кейс "Партнерство Колумбуса"

Преподаватель:

 

Подготовлено:

Сердюков Артем Петрович

Контекст

Общая ситуация, страна, индустрия, компания, основные участники

1. В кейсе идет описание о некоммерческом гражданском объединении Партнерство Колумбуса, истории его создания, основателях, основных направлениях деятельности и участия Партнества в развитии города, социально-экономическом развитии города, государственном (муниципальном) колледже Колумбуса, проблемах в системе государственного образования в Колумбусе.

2. Колумбус, штат Огайо, США.

3. Производство конных экипажей (1800 г), автомобильная индустрия, металлургическая промышленность и другие.

4. Некоммерческое гражданское объединение Партнерство Колумбуса.

5. Алекс Фишер, президент и главный исполнительный директор Партнерства Колумбуса, Дэвид Харрисон - глава Государственного (муниципального) колледжа Колумбуса, Патти Моррисон, Майк Келлер руководившие информационными службами компаний Cardinal Health и Nationwide Mutual

Огайо Джон Казич, Лесли («Лес») Векснер и Джон Ф. Вулф., мэр Колумбуса Майкл Коулмен, Эндрю Гинтер.

 

Проблемы

С чем сталкиваются участники ситуации в кейсе? Как решают?

Участники ситуации сталкиваются со следующими основными проблемами:

1. В конце 1990-х годов Центральный универмаг City Center закрылся. При этом розничных магазинов в центре города не было. По вечерам и в выходные центр города превращался в настоящий «город-призрак». Центр города не развивался.

Мэр города Майкл Коулмен привлек членов городского совета и руководителей компаний к обсуждению будущего центральных районов города. Появился Стратегический план по развитию центра Колумбуса — 2002. Для реализации плана была создана Корпорация развития центра Колумбуса. Реализация плана позволила преобразить облик центральной части города и превратить ее в оживленную жилую зону со множеством общественных площадок, торговых центров и развлечений. Открыт бщественный парк Коламбус-Коммонс, появились кафе, садовые зоны, площадки для шоу и концертов, и началось регулярное проведение различных общественных мероприятий. Неиспользуемые земли вдоль реки были превращены в Милю Сайото, состоявшую из аллей, природного заповедника и общественных зон, построен огромный интерактивный фонтан, ставший излюбленным местом отдыха как для детей, так и для взрослых. Городские власти начали оказывать поддержку частным строительным компаниям, готовым строить в районе новые многоквартирные дома и таунхаусы.

В итоге население центра Колумбуса начало расти. Главный секрет успеха местных активистов: «Колумбусу удалось добиться таких впечатляющих результатов главным образом благодаря чрезвычайно эффективному сотрудничеству наших городских властей и руководства частных компаний».

 

2. Проблема - анализ больших данных и привлечение специалистов в области аналитической обработки данных.

Был открыт новый центр IBM. Была создана организация Columbus Collaboratory. Каждая из семи компаний выделила по 4 млн долл. США для того, чтобы сформировать бюджет, который вместе с субсидией от штата в размере 5 млн долл. США позволит Collaboratory заниматься реализацией проектов по анализу данных и кибербезопасности и готовить местных специалистов по этим темам.

 

3. Скандал в связи с подтасовкой данных. В газете Columbus Dispatch была опубликована статья, в которой сообщалось о сотрудниках администрации учебного округа города Колумбуса, которые в конце каждого учебного года задним числом изменяли данные о числе учащихся и сведения о посещаемости. Искусственно завышались данные о посещаемости и средние экзаменационные баллы по школе.

Для решения данной проблемы была создана образовательная комиссия Колумбуса. Члены комиссии провели сбор данных среди экспертов по вопросам образования, проанализировали результаты прошлых исследований, организовали 17 публичных мероприятий и призвали жителей города принять участие в коллективной выработке идей, используя при этом такие каналы взаимодействия, как телевизионная реклама, социальные сети и открыточная кампания.

В итоге были сформулированы следующие направления:

- «Приложить все усилия для того, чтобы все дети Колумбуса были готовы к поступлению в начальную школу».

- «Проводить политику привлечения и удержания высококвалифицированных преподавателей и директоров школ».

- «Поддерживать внедрение современных преподавательских инструментов и дидактических материалов».

- «Повышать эффективность работы районных школ и расширять возможности выбора учебных заведений».

- «Сформировать у учащихся четкое стремление к дальнейшему развитию».

- «Объединить усилия с жителями в целях обеспечения полноценного развития детей».

Комиссия призывала жителей города заключить «новый договор о повышении качества образования».

Комиссия также призвала к принятию следующих четырех мер:

- Учредить государственно-частное партнерство, которое будет содействовать повышению качества образования в Колумбусе».

- Создать «Управление независимых аудиторов, которое будет заниматься проверкой финансовых показателей и эффективности управления в школах учебного округа Колумбуса».

- Изменить подход администрации учебного округа Колумбуса к управлению местными школами, руководствуясь «данными о передовых методах управления, присущих наиболее эффективным администрациям учебных округов».

- Добиться того, чтобы в аппарате мэра города появилась такая должность, как директор по повышению качества образования, в целях наращивания образовательного потенциала города.

Помимо этого, «мэр, председатель городского совета и представители частного сектора должны провести информационно-просветительскую работу среди горожан в целях ознакомления жителей с выводами доклада», а «следующее голосование по поводу повышения школьного налога в интересах школ Колумбуса должно быть организовано с учетом всех применимых рекомендаций Образовательной комиссии Колумбуса».

 

Вопросы
Ответы на вопросы к учебному кейсу

 

1. Можно ли назвать Колумбус успешным городом? Что произвело на вас впечатление? Если бы вы были мэром Колумбуса, какие проблемы вы считали бы наиболее значимыми?

 

Колумбус можно назвать успешным городом. Особое впечатление вызывает активная гражданская позиция членов Партнерства, активное участие стейкхолдеров в жизни города, его экономическом и социальном развитии. Наиболее значимыми проблемами следует выделить создание комфортной городской среды и проблемы в образовательной сфере.

 

2. В чем заключается «Путь Колумбуса»? Будет ли эта тенденция носить долгосрочный характер?

 

«Путь Колумбуса» заключается в реализации Стратегического плана по развитию центра Колумбуса. Реализация плана позволила преобразить облик центральной части города и превратить ее в оживленную жилую зону со множеством общественных площадок, торговых центров и развлечений. Кроме этого, произошли  изменения в работе Государственного (муниципального) колледжа Колумбуса, проведена коллективная работа по обеспечению анализа данных и кибербезопасности. В итоге удалось привлечь 18 млн долл. США из частных источников и 7 млн долл. США из средств бюджета. К 2010 году население центра Колумбуса начало расти. Колумбусу удалось добиться впечатляющих результатов главным образом благодаря чрезвычайно эффективному сотрудничеству городских властей и руководства частных компаний.

Эта тенденция будет носить долгосрочный характер в случае продолжения эффективного сотрудничества городских властей и руководства частных компаний.

 

3. Хотели бы вы, чтобы в вашем городе появилась группа, подобная Партнерству Колумбуса? В чем заключаются ее положительные и отрицательные стороны?

 

Безусловно, появление Партнерства оказало бы положительной влияние на развитие территории.  Сегодня российское государство направлено на развитие гражданского общества и на открытость. Положительным моментом можно отметить участие Партнерства в поддержке экономического развития города, поддержке идей власти, в том числе в финансировании важных для города проектов, развитие качественных независимых школ. Отрицательной стороной является усиление влияния Партнерства на общественность, провал на референдуме.

 

4. Должен ли мэр Коулмен поддержать стремление Партнерства продолжить работу по повышению качества образования в Колумбусе или, напротив, рекомендовать членам Партнерства вернуться к решению тех проблем, с которыми они уже успешно справлялись ранее? Если Партнерство продолжит заниматься вопросами образования, то что в его подходе следует изменить?

 

Мэру Коулмену необходимо рекомендовать членам Партнерства вернуться к решению тех проблем, с которыми они уже успешно справлялись ранее, развивать экономическую составляющую города. Ведь при решении данных вопросов были достигнуты значительные успехи. Повышением качества образования должны заняться более компетентные специалисты, заточенные на прорыв в образовательном процессе.

 

 

Учебный кейс:

Кейс LabCDMX: «Эксперимент-50»

Преподаватель:

 

Подготовлено:

Сердюков Артем Петрович

Контекст

Общая ситуация, страна, индустрия, компания, основные участники

В тексте кейса описывается ситуация зарождения нового государственного института, в задачи которого входило поощрение гражданского участия и социальных инноваций в процессах управления городской жизнью. Была создана Лаборатория (LabCDMX). Лаборатория проводила конкурсы, эксперименты, пилотные проекты, активно сотрудничала со студентами, гражданами и другими. Основной аспект посвящен реализации проекта Mapaton. Ситуация развивалась в Мексике.

Участники: мэр Мехико Мигель Анхель Мансер, Гомес-Монт, Клоринде Ромо, Патрисио Сервантес Конде – технический директор службы транзитных станций Мехико-CETRAM. Артуро Канеда – представитель компании Urban Launchpad, студенты, водители автобусов и другие.  

Индустрия: индустрия транспорта.

 

Проблемы

С чем сталкиваются участники ситуации в кейсе? Как решают?

Мэром поставлена задача по решению двух вопросов: гражданское участие и инновации. Для решения данного вопроса предложен формат – лаборатория – площадка для экспериментов на базе города, в рамках которой была работа с населением и привлечение граждан к участию в деятельности городских министерств за счет повышения доверия к ним. Участники проводят различные эксперименты.

Одной из серьезных проблем Мехико является дорожные пробки, в городе насчитывается более 8 млн. транспортных средств. Добраться на работу и с работы среднестатистическому жителю Мехико требуется 2,5 часа. Участники взялись за создание карты популярных транспортных маршрутов Мехико. Первостепенно участники приступи к изучению графика движения автобусов с использование технических приложений, таких как Mapaton.  

Успешность решения поставленных задач зависила от того, что в процесс сбора информации были вовлечены различные группы людей, общественность.

Вопросы
Ответы на вопросы к учебному кейсу

1. Каковы были возможности и барьеры для экспериментов со стороны руководства Мехико?

 

Возможности для руководства Мехико:

- Михико – это штаб-квартира федерального правительства.

- Крупнейшая экономика мира.

- Реальное привлечение гражданского общества к участию в жизни города, развитие инноваций в городской среде.

- Изменение порядка управления городом.

- Повышение доверия к органам власти.

 

Барьеры для экспериментов:

- Эксперименты вскрыли некоторые разногласия между различными группами граждан.

- Необходимость изменения государственной политики в отдельных направлениях.

- Необходимость совершенствования нормативной правовой базы.

- Бюджетные затраты.

 

2. Был ли проект Mapatón успешен? По каким параметрам?

 

Проект Mapatón  был успешным по двум основным причинам:

Первая. Это привлечение граждан к решению городских проблем, повышение доверия к органам власти.

В реализации проекта приняли участие более 3,6 тыс. человек. Более 85% участников готовы участвовать в игре снова и будут рекомендовать ее знакомым. Кроме того опросы, проведенные по итогам марафона, показали, что пользователи считали игру честной и полагали, что собранные данные будут применены с пользой.

Вторая. Составлены карты 648 маршрутов общей протяженностью 51 тыс. км. По итогам Mapatón на карты нанесено около 43% транспортных маршрутов столицы. Данные проекта Mapatón использовались приложением Citymapper, благодаря которому 80 маршрутов из базы данных Mapatón были загружены в Google Maps.

 

3. Что должен мэр сказать о результатах проекта с жителям города?

 

Мэр должен сказать следующее:

«Уважаемые жители города!

Более 46% населения Мехико пользуются общественным транспортом. В городе никогда не составлялись графики движения автобусов, отсутствовала карта автобусных маршрутов, протяженность маршрутов и график движения были непредсказуемыми. Все это доставляло всем жителям города и гостям города большие неудобства, многие жители с трудом находили дорогу на новую работу, к врачам или в учебное заведение в первый учебный день.

Мы занялись решением данной проблемы. Завершена работа над уникальной инициативой с точки зрения его сфере действия - проектом Mapatón. Данный проект направлен на благо города. Разработано приложение, предназначенное для добровольного сбора информации о маршрутах пассажирами общественного транспорта. Всего составлены карты 648 маршрутов общей протяженностью 51 тыс. км. По итогам Mapatón на карты нанесено около 43% транспортных маршрутов столицы. Собранная информация позволила получить представление о том, каким образом организовано движение общественного транспорта в городе и как он используется. Это основа для разработки информационной системы для маршрутной транспортной сети города - будущей динамической карты автобусных маршрутов Мехико, которой будут пользоваться все без исключения бесплатно.

Нам удалось реализовать данный проект благодаря  Вам, жителям нашего города. Благодарю Вас за активное участие в данном проекте!».

Учебный кейс:

"Страна басков: стратегия экономического развития"

Преподаватель:

 

Подготовлено:

Сердюков Артем Петрович

Контекст

Общая ситуация, страна, индустрия, компания, основные участники

1. В рассматриваемом кейсе описывается история баскской экономики, политическая ситуация в стране, развитие отраслей экономики, проблемы и сложности с которыми сталкиваются Баски.

2. Испания, Страна Басков – автономный регион Испании.

3. Индустрия: производство чугуна и стали, металлоизделий и транспортного оборудования, станков, оружия, бумаги, тканей, пищевых продуктов и напитков, электротехнического и электронного оборудования, бытовой техники и автозапчастей, инфраструктура железных дорог, судостроение, выработка гидроэлектроэнергии, туризм и другие.

4. Компании: Министерство промышленности, коммерческий университет Деусто, Торговая палата, Кружок горного дела Бильбао, Лига бискайских производителей, Ассоциация судовладельцев Бильбао, Банковская ассоциация Северной Испании, Банк Бильбао, Банк Бискайя, Национальный институт промышленности, Баскский совет по государственным финансам, Агентство по содействию и реструктуризации промышленности, «Эмбраэр», «Технопарк Самудио», «Технопарк Алавы», «Технопарк Сан Себастьяна», Институт повышения конкурентоспособности, «МакДоннел Дуглас», Фонд содействия росту качества «Эускалит», Технологическая сеть «Парксин», «Текналиа», «ИК4».

5. Президент Автономного сообщества Страны Басков - г-н Паткси Лопес, генерал Франсиско Франко, король Хуан Карлос, премьер-министр Испании - Луис Карреро Бланко, Президент - Карлос Гараикоэчеа, министр промышленности, вице-президент - Хавьер Гарсиа-Эгочеага, Президент - Хосе Антонио Арданса, Президент - Ибаррече, министр промышленности - Хосе Игнасио Арриету, министр труда и здравоохранения, министр промышленности - Хон Асуа, член социалистической партии - Рикардо Гонсалес-Орус, министр промышленности - Хосу Хон Имас, министр промышленности - Ана Агирре, министр промышленности - Бернабе Унду.

 

Проблемы

С чем сталкиваются участники ситуации в кейсе? Как решают?

Участники ситуации сталкиваются со следующими основными проблемами:

1. Экономический спад, обусловленный гражданской войной. Президентом Франко был выбран курс экономического развития на основе самообеспечения. Особое значение придавалось промышленному развитию, а контроль над экономикой осуществлялся через государственные синдикаты (союзы). Установлен контроль над ценами. Заработными платами, установлены квоты на ввоз с распределением объемов поставок. Внедрен План стабилизации 1985 года.

2. Глубокий кризис экономики. Была создана базовая структура Правительства,включающая в себя законодательную базу, министерства и государственные органы, регулирующие работу инфраструктуры железных дорог, портов, телефонной связи и другие инфраструктуры региона. В основу всего встало восстановление промышленности. Чиновники активно участвовали в текущем управлении и терпящих убытки компаний.

Создано Агентство по содействию и реструктуризации промышленности (SPRI) для оказания поддержки предприятиям региона, помощи им выжить и развиваться.

Создана баскская сеть центров передовых технологий, создан «Технопарк Самудио», учрежден баскский Энергетический совет с целью реализации стратегии в области энергетики.

Агентство SPRI разработан План восстановления для помощи убыточным компаниям. Были открыты центры предпринимательства и инноваций для поддержки новых предприятий.

В приоритете также было улучшение инфраструктуры региона, проведена модернизация автомобильных и железных дорог, портов и энергетической сети региона. Запущена первая оптико-волоконная сеть связи. Основной акцент баскской политики сместился с реструктуризации на развитие торговли и модернизацию технологий.

Государственная экономическая стратегия перенаправлена на кластеры и поддержку роста производительности. Разработана программа 3-х ППП «Помощь, перестройка и профессиональная переподготовка», в рамках которой компаниям предоставлены стимулы и гарантии, чтобы преодолеть экономический спад, изменить стратегию и стать конкурентоспособными участниками международного рынка.

Появился новый план повышения конкурентоспособности. Были созданы кластерные организационные структуры.

Баскское правительство занялось усилением программ, действующих в сферах инфраструктуры, венчурного капитала, поддержки инвестиций, интернационализации, подготовки управленческих кадров, технологий и инноваций.

Правительство разработало расширенную стратегию по улучшению предпринимательской среды, поощрению структурных изменений в баскских компаниях и привлечению новых инвестиций в регион. Активизировали политику поощрения интернационализации баскских компаний. Чтобы улучшить репутацию Страны Басков среди иностранных инвесторов, пострадавшую от многолетней террористической деятельности, была проведена крупная международная пиар-кампания.

Правительством была определена новая экономическая стратегия, которая изложена в общих чертах в Межведомственном плане экономического стимулирования на 2000-2003 годы. Осуществлялась реализация трех новых планов: «Научнотехнологического и инновационного плана на 2001-2005 гг.» - в целях усиления научной базы; Плана «Баски в информационном обществе 2002-2005 гг.» - в целях содействия использованию информационных технологий и «Биобаскской стратегии 2010 года» - в целях развития биотехнологий.

Модифицировали методы управления кластерной программой. Были созданы новые межкластерные комитеты по технологиям, качеству и интернационализации.

Для отображения положительного опыта в области аэронавтики была введена в действие «Биобаскская стратегия 2010 года». Были созданы новые совместные научно-исследовательские центры, центр освоения биобизнеса и специально уполномоченный государственный орган.

Правительство утвердило «План повышения конкурентоспособности бизнеса и социальных инноваций 2006-2009 гг.» План определял основные цели, касающиеся повышения производительности, сближения технологий, сохранения доли производства в экономике Страны Басков. Были разработаны производственные планы: «Научно-технологический и инновационный план на 2010 год», «Баски в информационном обществе» (Баскская цифровая программа действий 2008 года).

В 2006 году правительство поддержало создание баскского Института повышения конкурентоспособности (IVC) - независимого центра, специализирующегося на исследовании кластеров, конкурентоспособности и роли регионов, например, Страны Басков. Институт проводил обучение развитию кластеров и ежегодно публиковал оценку конкурентоспособности Страны Басков.

У двенадцати кластеров имелись официальные кластерные ассоциации: аэронавтики, автомобилестроения, бытовой техники, электроники и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), энергетики, экологии, станкостроения, морского судоходства, производства аудиовизуальной техники, производства бумаги, порта Бильбао и транспорта и логистики. Имелись и другие инициативы, находящиеся в процессе разработки в кластерах, а именно в бионауках, мебели, изобразительном искусстве, литейном производстве и строительстве.

 

Вопросы
Ответы на вопросы к учебному кейсу

 

  1. Почему Страна басков была исторически одним из наиболее богатых регионов в Испании? Что изменилось?

 

Баски славятся своим сильным стремлением к самоуправлению. Это стремление привело к автономности Страны Басков, наделению басков широкими «полномочиями», в том числе правом выбора своего собственного парламента, формирования налогообложения и контроля над различными действиями правительства, а собственный подход к развитию территории позволил занять лидирующее положение среди других регионов Испании с точки зрения экономического роста и процветания.

Правящие классы басков использовали стратегическое расположение региона на границе с Францией для сохранения своей политической и финансовой автономии. «Бестарифная» политика в Стране Басков способствовала развитию свободной торговли, а торговля с участием Северной Испании была сосредоточена в баскских портах Бильбао и Сан-Себастьян. Богатые месторождения железной руды, леса и многообразие гидроэнергетических ресурсов стимулировали промышленное развитие региона. Промышленность, вместе с торговлей, транспортом, а позднее – и производством огнестрельного оружия, стала основой экономики региона. В 15 веке Страна Басков стала лидером по добыче железа в Испании и одним из важнейших поставщиков этого ресурса в Европе. Судостроительная промышленность стала самой масштабной в Испании и продолжала развиваться благодаря процветающей торговле.

После 1980 гг. новое экономическое развитие стало возможно благодаря использованию кластерного подхода.  Реализация кластерного подхода позволила создать кластерные организационные структуры.

При кластерном походе стимулировались: обмен знаниями и укрепление доверия между членами кластеров, а также развитие совместных проектов в таких областях, как научные исследования и разработки и профессиональная подготовка.

Кластерным организационным структурам оказывалась финансовая поддержка. Были созданы новые межкластерные комитеты.

Кластерный подход был успешен. Это также подтверждается экономическими показателями: в 2008 году баскские промышленные компании вывезли 30,8% своей продукции на зарубежные рынки, преимущественно в 15 стран ЕС. В период с 2000 по 2008 гг. доля Страны Басков в мировых экспортных поставках увеличилась с 0,174% до 0,199%. Экспортные поставки на душу населения в 2008 г. удвоились по сравнению со средним показателем Испании и др.

 

  1. Как изменялась экономическая стратегия Страны басков в 1980-е, 1990-е, 2000-е? Что было причиной изменений? Что оставалось неизменным?

 

Экономическая стратегия 1980-х гг. В 1980 году баскская экономика находилась в глубоком кризисе. Изначально сосредоточение было на создании базовой структуры правительства.

Создано Агентство по содействию и реструктуризации промышленности (SPRI), агентство по продвижению экспорта товаров баскского производства, интернационализации и разработке инструментов содействия развитию предпринимательства в регионе.

Проводилась реструктуризация наиболее важных отраслей промышленности – металлургии, судостроения и производства товаров промышленного назначения.

В 1982 году был учрежден баскский Энергетический совет с целью реализации стратегии в области энергетики. В 1985 году был создан «Технопарк Самудио».

Основной акцент баскской политики сместился с реструктуризации на развитие торговли и модернизацию технологий.

Была проведена модернизация автомобильных и железных дорог, портов и энергетической сети региона. Улучшилась координация работы между правительством Страны Басков и ее провинциями по программам промышленного развития.  Были определены наличие девяти кластеров баскской экономики: станкостроение, автомобилестроение, металлургия, порты и логистика, производства бумаги, финансовые услуги, рыболовство, туризм и агропромышленность.

 

Экономическая стратегия 1990-х гг.

Курс на повышение конкурентоспособности промышленности стал центральным в баскской политической повестке дня и «подчинил себе все остальные элементы политической стратегии».

Государственная экономическая стратегия перенаправлена на кластеры и поддержку роста производительности. Переориентация с простого сталеварения на производство более сложной продукции с более высокой добавленной стоимостью, например, авиационно-космического оборудования и автомобилей.

На смену заводам с полным металлургическим циклом пришли минизаводы. Запущен новый аэрокосмический кластер, создана государственно-частная группа планирования.

Экономическое развитие строилось на основе кластерного подхода (станкостроительный кластер, кластер бытовой техники (1992 год), автомобильный кластер (1993 год), кластер порта Бильбао (1994 год), кластер электроники, вычислительной техники и телекоммуникаций (1996 год) и судоходный кластер (1997 год),  кластеры окружающей среды (1995), знаний (1996 год), энергетики (1996 год), аэронавтики (1997 год) и производства бумаги (1998 год).

Кластерные группы занимались выявлением общих потребностей и разработкой процесса сотрудничества для достижения своих целей.

В 1994 году экономический рост возобновился, и баскское правительство занялось усилением программ, действующих в сферах инфраструктуры, венчурного капитала, поддержки инвестиций, интернационализации, подготовки управленческих кадров, технологий и инноваций. В 1992 году был создан новый баскский фонд содействия росту качества «Эускалит».  В середине 1990-ых гг. правительство разработало расширенную стратегию по дальнейшему улучшению предпринимательской среды, поощрению структурных изменений в баскских компаниях и привлечению новых инвестиций в регион.

Были созданы два новых технопарка: «Технопарк Алавы» (1992 год) и «Технопарк Сан Себастьяна» (1994 год), а «Технопарк Самудио» был существенно расширен и модернизирован.

Экономическая стратегия в период 2000-х гг.  

Введен новый термин «Вторая экономическая трансформация Страны Басков».

Вторая трансформация привела Страну Басков к современному информационному обществу с наукоемкой экономической деятельностью, инновация станет ключевой движущей силой. Реализовывались три новые планы: «Научнотехнологический и инновационный план на 2001-2005 гг.» - в целях усиления научной базы; План «Баски в информационном обществе 2002-2005 гг.» - в целях содействия использованию информационных технологий и «Биобаскская стратегия 2010 года» - в целях развития биотехнологий.

Модифицировали методы управления кластерной программой.

Осуществлялось тесное взаимодействие государства и бизнеса. «План повышения конкурентоспособности бизнеса и социальных инноваций 2006-2009 гг.» был разработан в диалоге государства с частными лицами, включая предпринимателей, бизнес - руководителей, представителей баскских центров передовых технологий и кластерных ассоциаций, академиков, госслужащих.

Создан новый кластер биотехнологии.

Сильно развилась инфраструктура дорог, появились три аэропорта и два крупных порта, в том числе в Бильбао, ставшего третьим крупнейшим портом в Испании. Страна Басков стала лидером Испании как пользователь Интернета. Три частных университета и один государственный университет региона оказались в середине рейтинга всех европейских университетов. Одна

Появились двенадцать центров передовых технологий, двенадцать научно-исследовательских центров, управляемых государством, двадцать три специализированных научно-исследовательских подразделений в частных компаниях, пять научно-исследовательских лабораторий и четыре технопарка.

У двенадцати кластеров имелись официальные кластерные ассоциации: аэронавтики, автомобилестроения, бытовой техники, электроники и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), энергетики, экологии, станкостроения, морского судоходства, производства аудиовизуальной техники, производства бумаги, порта Бильбао и транспорта и логистики. Имелись и другие инициативы, находящиеся в процессе разработки в кластерах, а именно в бионауках, мебели, изобразительном искусстве, литейном производстве и строительстве.

 На протяжении 1980-2000-х гг. оставался не решенным вопрос с баскской террористической организацией «ЭТА», которая подрывала экономическую основу страны.

 

  1. Какую роль кластерный подход сыграл в подходе Страны басков к экономическому развитию? Был ли он успешен?

 

Общая идея экономического развития на основе кластерного подхода сыграла важную роль в развитии региона.

Был проведен всесторонний анализ экономики Страны Басков. Анализ определил наличие девяти кластеров баскской экономики: станкостроение, автомобилестроение, металлургия, порты и логистика, производства бумаги, финансовые услуги, рыболовство, туризм и агропромышленность.

Государственная экономическая стратегия была переведена на кластеры и поддержку роста производительности.

Запущен новый аэрокосмический кластер. Создана государственно-частная группа планирования. Создана кластерная инициатива в авиации.

Многие компании поверили в проект, и появился новый план под названием «План повышения конкурентоспособности».

Реализация кластерного подхода позволила в течение следующего десятилетия создать кластерные организационные структуры в сотрудничестве с недавно сформированным Департаментом промышленности и кластерами в рамках Министерства промышленности.

При участии правительственных чиновников, кластерные группы занимались выявлением общих потребностей и разработкой процесса сотрудничества для достижения своих целей.

При кластерном походе стимулировались: обмен знаниями и укрепление доверия между членами кластеров, а также развитие совместных проектов в таких областях, как научные исследования и разработки и профессиональная подготовка.

Кластерным организационным структурам оказывалась финансовая поддержка. Были созданы новые межкластерные комитеты по технологиям, качеству и интернационализации, кластерные аудиовизуальные ассоциации (2004 год), ассоциации транспорта и логистики (2005 год).

Был создан баскский Институт повышения конкурентоспособности (IVC). Институт проводил обучение развитию кластеров и ежегодно публиковал оценку конкурентоспособности Страны Басков.

Кластерные организации начали концентрировать собственные усилия на укреплении своей структуры, стимулировании сотрудничества между компаниями (в частности, в области научно-исследовательских работ), улучшении условий для ведения бизнеса в кластере и развитии инновационных способностей компаний-членов кластера.

Ассоциации способствовали процессу интернационализации, присутствуя на международных ярмарках, организуя совместные торговые представительства на новых рынках и создавая консорциумы по экспорту.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что кластерный подход был успешен. Это также подтверждается следующими экономическими показателями: в 2008 году баскские промышленные компании вывезли 30,8% своей продукции на зарубежные рынки, преимущественно в 15 стран ЕС. В период с 2000 по 2008 гг. доля Страны Басков в мировых экспортных поставках увеличилась с 0,174% до 0,199%. Экспортные поставки на душу населения в 2008 г. удвоились по сравнению со средним показателем Испании.

 

  1. Какие стратегические вопросы стояли перед новым правительством региона в 2009 г.? Что оно должно было предпринять в контексте кластерного подхода?

 

Разработка и реализация нового экономического плана в условиях резкого спада экономической активности как следствие мирового экономического и финансового кризиса.

Создание новых кластеров, а также официальных кластерных ассоциаций: в бионауках, мебели, изобразительном искусстве, литейном производстве и строительстве. Вывод новых производств на экспорт.