Написание контрольных, курсовых, дипломных работ, выполнение задач, тестов, бизнес-планов

Логіка

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ

ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ»

 

РЯЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИКУМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЛОГИКА»

 

для курсантов и слушателей, обучающихся по специальности –40.05.01 – Правовое обеспечение национальной безопасности,

специализация – уголовно-правовая,

узкая специализация – предварительное следствие в органах внутренних дел

 Квалификация выпускника – юрист

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рязань 2018

 

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ

ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ»

 

РЯЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ

 

УТВЕРЖДАЮ

Врио заместителя начальника

Рязанского филиала

Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

по учебной и научной работе

подполковник полиции

     

                                    С.А.Трушин

«22» января 2018 г.

 

ПРАКТИКУМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«лОГИКА»

 

для курсантов и слушателей, обучающихся по специальности –40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности,

специализация – уголовно-правовая,

узкая специализация – предварительное следствие в органах внутренних дел

 Квалификация выпускника – юрист

 

 

 

Рязань – 2018

 

 

Практикум по дисциплине «Логика» подготовлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для курсантов и слушателей, обучающихся по специальности – 40.05.01 – Правовое обеспечение национальной безопасности, специализация – уголовно-правовая,  узкая специализация – предварительное следствие в органах внутренних дел, квалификация выпускника – юрист. Рязань: Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я Кикотя, 2018. – 42 с.

 

 

Практикум подготовлен Синельниковым Ильёй Юрьевичем, доцентом кафедры социально-гуманитарных дисциплин Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидатом исторических наук.

 

 

 

 

Рецензент: С.Ю. Христов, преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Настоящий практикум обсужден и одобрен:

- на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин «13» декабря 2017 г. Протокол заседания кафедры № 12.

- на заседании Методического совета филиала «22» января 2018 года. Протокол № 5.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

5

2.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

 

Тема №1

9

Тема № 2

11

Тема № 3

13

Тема № 4

16

Тема № 5

19

Тема № 6

23

Тема № 7

28

3.

 

СПРАВОЧНО - ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ (ГЛОССАРИЙ)

32

 

4.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

39

5.

ПРИЛОЖЕНИЕ

41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

В соответствии с рабочим учебным планом в рамках изучения дисциплины «Логика» курсанты и слушатели должны выполнить письменную работу в виде практикума.

Практикум является важной формой обучения и контроля знаний, умений, навыков обучаемых. Практикум имеет целью формирование у курсантов и слушателей навыков углубленного рассмотрения содержания изучаемой дисциплины, применения полученных теоретических знаний для решения конкретных практических задач, самостоятельного практического исследования проблем в изучаемой отрасли знаний, работы с научной литературой, первоисточниками, нормативными правовыми актами. Задача логики и состоит в изучении условий получения правильного результата, которые содержатся в самом мышлении, его ходе, структуре, связи мыслей. Знание условий получения правильного результата важно в любой области научной и практический деятельности, в том числе и в работе полицейского. Деятельность полицейского требует правильности мышления, умений находить логические ошибки в рассуждениях, правильно строить доказательства и опровержения. Этому учит логика.

Практикум по курсу «Логика» выполняется в виде решения практических заданий.

Данная форма представляет собой способ их рефлексивной трансформации процесса обучения, связанный с пониманием и осознанием учебных целей, возможности использования получаемых знаний в практической деятельности.

В процессе организации выполнения практикума реализуются следующие цели:

-повышение саморефлексивности и самоответственности обучающихся по отношению к образованию;

-демонстрация возможностей практически применять приобретенные знания и умения;

Практикум помогает решать важные педагогические задачи:

- поддерживать высокую учебную мотивацию, активность и самостоятельность;

- расширять возможности обучения и самообучения;

- развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся;

- формировать творческие навыки обучающихся;

- формировать умения работать с книгой, первоисточником, библиотечным каталогом;

Функции практикума:

1. Диагностическая:

- выявление объективно существующего уровня владения умениями и навыками;

- выявление пробелов в подготовке и трудностей усвоения;

2. Мотивирующая:

- формирование положительных мотивов учения;

- формирование интереса к предмету;

3. Развивающая:

- развитие мыслительной деятельности и культуры мышления;

- развитие логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.

Во время работы по выполнению практикума по курсу «Логика» преподаватель консультирует курсантов и слушателей по вопросам использования библиологического материала и дополнительной литературы, осуществляет текущий контроль практикума, рецензирует представленную работу, организует проведение её защиты и выставляет по результатам оценку.

Практикум выполняется курсантами по индивидуальному плану за счет времени самостоятельной работы обучающихся.

Завершенный практикум должен быть представлен обучающимися на рецензирование не позднее, чем за месяц до сдачи зачета. курсанты, не представившие практикум в установленный срок или не защитившие его, не допускаются к сдаче зачета по дисциплине.

В результате подготовки к практической работе обучаемые должны:

знать:

- порядок выполнения практической работы;

- требования к проведению практической работы (необходимое число выполненных заданий, правила написания и оформления работы).

уметь:

- самостоятельно подбирать литературу, адекватную цели и проблематике практикума;

Самостоятельное выполнение практикума требует изучения источников, всей доступной специальной, монографической литературы, научной периодики, имеющих отношение к теме практических заданий.

Выполнение практической работы систематизирует и значительно углубляет знания по курсу «Логика», является важнейшим этапом подготовки к экзамену по этой дисциплине.

Качество практической работы является одним из важных критериев оценки глубины знаний обучающегося, его способности самостоятельно находить и усваивать необходимую научную информацию, творчески её переосмысливать. Оценка, полученная по результатам проверки практической работы, учитывается преподавателем на итоговом экзамене.

В написании практической работы можно выделить два основных этапа: подготовительный этап и этап решения практических задач.

Подготовительный этап включает в себя определение круга источников литературы, их изучение.

От того, насколько правильно и умело подобраны литература и источники, во многом зависит качество будущей работы. Прежде всего, следует обратить внимание на литературу и источники, содержащиеся в программе курса, планах семинарских и практических занятий по курсу, а также в данной методической разработке. После этого необходимо провести самостоятельный библиографический поиск, обращаясь к каталогам библиотек и указателям литературы.

После сбора и анализа информации можно перейти ко второй стадии - написанию практической работы.

Необходимо ознакомиться с условиями заданий, вопросами, сформулированными в конце заданий. Постараться ответить на все поставленные вопросы заданий, используя весь арсенал знаний по дисциплине «Логика». В целом курсант при решении практических заданий должен показать способность практически применять полученные знания по логике при решении конкретных вопросов правоохранительной деятельности, эрудицию, кругозор и умение аргументировано выстраивать схему, план своего решения. Решение заданий оформляется в виде письменного отчета.

Правила оформления практической работы

Любая работа (практикум, курсовая, дипломная, диссертационная) оформляется по установленным правилам.

Необходимо оформить титульный лист (Приложение №1). Работа выполняется на листах А 4 машинописным текстом.

Ответы на вопросы должны быть полными, содержательными.

Аргументация, приводимая в ответах должна опираться на теоретические знания.

В заключении каждого задания должны быть четко сформулированные выводы.

 

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

ТЕМА № 1. «Предмет формальной логики, ее задачи и возможности в развитии юридического мышления»

 

1. Соответствуют ли логическим законам высказывания:

         Антон Петрович очень гордился этой медалью.  В комнате стоял один стол.  Лейтенант своим корпусом преградил ему дорогу.  Утром все получили новые наряды. Магазин оказался пустым.

Ответ обоснуйте:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Составьте логичные и алогичные предложения, используя следующие слова: Аудитория. Дисциплина. Аппарат. Нота. Среда. Спутник. Мина.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Найдите тождественные слова для следующих: Пионер. Изваяние. Буря. Коллега. Свобода.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Найдите тождественные фразеологизмы для следующих: Нерадивый ученик. Задать жару. Ну и крепко спит. Очень худой. До мозга костей.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Каковы логические ошибки в диалогах:

А) - Какое сегодня число?

Понедельник.

Б) На уроке литературы ученик затрудняется проанализировать абзац произведения.

Учитель советует: «Читай между строк!»

Ученик: «Да здесь же ничего не написано!»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Установите логику в следующих мыслительных построениях (учитывая её, назовите неизвестное):

а) 3, 7, 11, 15, Х;

б) 7, 10, 9, 12, 11, Х, У;

в) 16:32, 15:33, 17:31, 14:34, Х: У;

г) 2, 7, 24, 77, Х.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ТЕМА № 2. «Понятия: виды и способы логического оперирования с ними»

 

1. Определите объём и содержание понятий: о квадрате, острове, четном числе, краже, материи, Байкале, учебнике, аспиранте, полицейском, гармонии, деструктивном поведении. Ответ обоснуйте.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

         2. Какие из следующих понятий являются общими, единичными, нулевыми?

         Преступное деяние. Тюменская область. Национальная организация. Организация Объединенных Наций. Правовая норма. Декабрист.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

         3. Правильно ли дана логическая характеристика следующим понятиям. Ответ обоснуйте.

         а) стол - общее, нерегистрирующее, положительное, конкретное;

         б) слава Пушкина - единичное, нерегистрирующее, положительное, абстрактное;

         в) кремль - единичное, регистрирующее, положительное, конкретное;

         г) Отечественная война 1812 года - единичное, регистрирующее, положительное, конкретное;

         д) неопределённость - общее, регистрирующее, отрицательное, абстрактное.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

         4. Определите с помощью кругов Эйлера отношения между понятиями о писателе и ученом; о художественной литературе, искусстве, архитектуре; о Луне, искусственном спутнике, спутнике, спутнике Земли; о хищении, краже, преступлении; о противоправном и аморальном; о втором и другом; о последнем и заключительном; об обмане, надувательстве, мошенничестве, подделке, подлоге, притворстве, лукавстве, хитрости, мистификации.

        

5. Проверьте, правильно ли установлены в следующих примерах отношения между понятиями, изобразите эти отношения круговыми схемами:

         а) безусловный рефлекс и рефлекс - соподчинение;

         б) футболист, баскетболист и волейболист - пересечение;

         в) щедрый и скупой - противоречие;

         г) изобретатель и солдат - несовместимость;

         д) умный и делающий ошибки – противоположность

 

6. Подберите понятия, отношения между которыми соответствовали бы схеме:

а)

                                                                б)

         А                         С                                           А            В           С

                                                                                                  

                       В                                                               

 

 

       
   
 
 
 

                                                                                                          В

в)          А                                                 г)                     А                      

                                         В                                                    С                   

                  Д          С                                                                                       

        

 

 

ТЕМА № 3. «Суждения: виды, состав, логические отношения»

 

1. Дайте полную характеристику простых суждений, найдите термины.

1. Клевета есть преступление против личности. 2. Никакая причина не извиняет невежливость (Т.Г. Шевченко). 3. Слушатели, систематически нарушающие дисциплину, не вошли в список поощряемых. 4. Расследование преступления начинается после подачи заявления потерпевшим.5. Многие учебники и справочные издания по экономической теории устарели. 6. Вечный двигатель не существует. 7. Я – изысканность русской медлительной речи (К. Бальмонт). 8. Некоторые лекарства опаснее самих болезней (Сенека). 9. Большинство экономических преступлений связано со сбытом товара. 10. Адвокат является защитником обвиняемого. 11. Многие ветераны не могли присутствовать на празднике. 12. Преступления, совершенные Панкиным, являются особенно дерзкими. 13. Города Урала получили помощь из государственного бюджета для решения жилищной проблемы. 14. Часть краж на предприятии не была зафиксирована документально. 15. Из-за холодной погоды и дождя сельскохозяйственные работы были приостановлены. 16. Не существует абсолютной повторяемости явлений. 17. В салоне автобуса расположены удобные сиденья.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Установите распределенность терминов в следующих высказываниях.

1. Некоторые договоры – возмездные. 2. Не всё, что колеблется, падает (М. Монтень). 3. Мошенничество может быть совершено только умышленно. 4. Не все то преступно, что вредно. 5. Время не бесконечно. 6.Ничто не вечно под луной.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Установите составные части (простые суждения) сложного суждения и виды связи между ними. Запишите сложные суждения с помощью символов.

1. Заболевший может обратиться к врачу либо по месту работы, либо по месту жительства. 2. Шторма бояться – в море не ходить. 3. Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжанье Своего веретена (А.С. Пушкин). 4. Кабы молодость знала, Кабы старость да могла, Жизнь так часто не хромала. Жизнь бы иначе пошла (П.А. Вяземский). 5. Ночи бывают или лунные, или безлунные. 6. Ласточки низко летают – быть дождю. 7. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит (Ф.И. Тютчев). 8. Хоть редко, да метко. 9. Неверно, что ветер дует, если и только если нет дождя. 10. Счастливую жизнь не увидишь глазом – это не тело. 11. Каждый из нас знает книгу или хотя бы имя Поля Брэга.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. Установите вид каждого из следующих суждений по характеру предиката (какое оно: или атрибутивное, или релятивное, или экзистенциальное):

А) Социальная революция является скачком в развитии общества.

Б) Ялуторовск восточнее Тюмени.

В) В жизни всегда есть место подвигам (М. Горький).

Г) Достоевский - современник Тургенева.

Д) Основным принципом внешней политики России является борьба за сохранение и укрепление мира.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

         5. Определите (авторскую и читательскую) распределённость терминов в следующих суждениях:

А) Бытие определяет сознание.

Б) Нет трудностей, которые нельзя было бы преодолеть упорным трудом.

В) Всякая жидкость, будучи нагрета до определённой температуры, превращается в газ.

Г) На миру и смерть красна.

Д) Ни один ученый не мыслит формулами (А. Эйнштейн).

Е) Всякий ученый, как правило, скромен.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Подберите суждения к каждой из следующих схем:

 

 

       
 
   
 
 

А)    S            P                          В)                                                                                       

           S

                                                                     P

 

 

       
   
 
 

В)            S                                   Г)            S = P

                         P                                                 

ТЕМА 4. «Норма и вопрос в юридической теории и практике»

1. Проанализируйте следующие вопросы:

А) Машина проехала по крайней полосе или по первой?

Б) Вы за неотвратимость наказаний или за их ужесточение?

В) Треугольник АВС треугольный?

Г) Сколько лет нынешнему королю Франции?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Определите модальность суждений. Ответ обоснуйте.

А) Нельзя игнорировать законы природы.

Б) Возможно, что на спутниках Юпитера есть жизнь.

В) Необходимо, что на Луне нет жизни.

Г) Необходимо, что больной будет жить или не будет жить.

Д) Необходимо, что прямоугольник является остроугольным, прямоугольным или тупоугольным.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Укажите, являются ли приведенные ниже ответы: а) полными; б) прямыми; в) ответами по существу. Ответ обоснуйте.

А) - А почему кто-то непременно должен стоять рядом? - спросил Энгус.

- Так ведь не почтовый же голубь принес это письмо? – ответил отец Браун.

Б) - Обвиняемый, скажите, где и когда Вы встретились в первый раз с потерпевшим?

- Впервые я увидел Николая В. в компании встречавших Новый год 31 декабря 2003 года. Там мы и познакомились.

Г) -Так ты говоришь, что ты отвинтил эту гайку для того, чтобы сделать из нее грузило?

- а что же? Не в бабки же играть?

Д) -Ты сделал домашнее задание по логике?

-Я выполнил задание по теории государства и права и написал реферат по истории.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Дайте подробный анализ следующим вопросам:

А) Если обвиняемые не виновны, то зачем они пригласили адвокатов из-за границы?

Б) Является ли подсудимый тем человеком, которым он действительно является?

В) Кто же и когда побывал в этой комнате?

Г) Следователю очень важно было выяснить: кто звонил подозреваемому после 19 часов, и на какое время была назначена встреча подозреваемого и потерпевшего?

Д) Можно ли утверждать, что Аристотель был древнегреческим мыслителем или что именно он является автором «Нового Органона»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите модальность суждений. Ответ обоснуйте.

А) Необходимо, что все планеты Солнечной системы вращаются вокруг своей оси.

Б) Возможно, что некоторые студенты нашей группы окончат университет с отличием.

В) Жизнь на Земле возникла случайно.

Г) Возможно, что этот пистолет был орудием преступления.

Д) Случайно, что свидетелем преступления оказался Иванов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Определить правильность вопроса. Найдите вид ошибки.

1. Какое наказание понес Н.? 2. Кто из Ваших друзей обидел этого человека? 3. Это хорошая или отличная работа? 4. Будет ли Н. отбывать срок последние 10 лет? 5. Почему Вы против строительства АЭС? 6. Кудрячит ли глокая куздра бокренка? 7. Кого Вы знаете из представителей неопозитивизма? 8. Вы за или против передачи земли народу? 9. Перестал ли ты ездить на красный свет? 10. Какие гешафтмахеры юзают блоги? 11. Кто из актеров Вам больше всего нравится? 12. Какие из натуральных чисел зеленые? 13. Кто во Владимире самый лучший?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕМА № 5. «Умозаключение как форма мышления. Особенности применения умозаключений в юридической деятельности»

 

1. Сделайте вывод из посылок и проверьте его правильность. Укажите, какие правила нарушены. Определите фигуру.

1. Лишенные свободы имеют право на гуманное отношение. Б. получил 3 года лишения свободы. 2. Русские изобрели радио. Попов – русский. 3. Ни одна захватническая война не может быть справедливой. Национально-освободительные войны не могут быть захватническими.4. Боль подтачивает силы человека. Никакая боль не желательна. 5. Все шутки для того и придуманы, чтобы смешить людей. Ни один парламентский акт не шутка. 6. Он заходил вчера. Он не принадлежит к числу моих друзей. 7. Все антилопы стройные. Стройные животные радуют глаз. 8. Ни одно имя существительное не глагол. Некоторые слова – имена существительные. 9. Некоторые студенты успешно сдали экзамены. Некоторые студенты – любители эстрады. 10. Все предметы, имеющие форму шара, отбрасывают круглую тень. Этот предмет отбрасывает круглую тень. 11.Подвиги бессмертны. Первый полет человека в космос есть подвиг. 12.Копирующий чужие подписи совершает преступление. Гравер копирует чужие подписи. 13. Супруги должны материально поддерживать друг друга. О. и П. – супруги. 14. Ни один француз не любит пудинг. Все англичане

любят пудинг. 15. Все гусеницы едят салат. Я ем салат.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Найдите термины, определите фигуру и модус, проверьте, правильно ли построены силлогизмы:

А) Истинное суждение правильно отражает объективную реальность. Данная мысль правильно отражает объективную реальность. Следовательно, она представляет из себя истинное суждение.

Б) Не может быть неряшливо одетого курсанта. Этот человек одет неряшливо. Следовательно, этот человек не курсант.

В) Некоторые люди обладают способностью к быстрому и точному счету. Некоторые люди - математики. Следовательно, некоторые математики обладают способностью к быстрому и точному счету.

Г) Доказательство, полученное с нарушением закона, не имеет юридической силы. Данное доказательство не имеет юридической силы, значит, оно получено с нарушением закона.

Д) Разве это друг? Друг никогда не покинет в беде, а он меня покинул в трудную минуту.

Е) Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, не- действительна. Данная доверенность недействительна, ибо в ней не указана дата ее совершения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.На основе данных терминов постройте правильные силлогизмы:

А) Преступление, кража, наказуемое деяние.

Б) Металл, твердый, ртуть.

В) Демократы, писатель, свободолюбие.

Г) Лихачество, героизм, гражданин.

Д) Отпечатки пальцев, место преступления, Иванов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Запишите в символической форме, установите вид, модус и правильность следующих силлогизмов:

А) Человек не мог бы успешно ориентироваться и действовать в той среде, в которой он живет, если бы его ощущения не давали ему объективно-правильного представления об этой среде. Как известно, человек успешно ориентируется и действует. Следовательно, его ощущения дают ему объективно-правильное представление о среде, в которой он живет.

Б) Лев Толстой не обнаружил бы всю мощь своего обличающего таланта на царизм и господствующий строй, если бы он был выразителем интересов крепостников. Но Лев Толстой жестоко обличал царизм и весь господствующий строй. Следовательно, он не был выразителем интересов крепостников.

В) Если вокруг огнестрельной раны имеются следы внедрения пороха, значит выстрел был близкий. В данном случае выстрел был дальний, ибо вокруг раны на теле нет следов внедрения пороха.

Г) Либо люди всегда существовали, либо они произошли от других животных, либо их когда-то не было, но потом они возникли сразу, так сказать, из ничего. Данные науки и практики человечества доказывают, что из ничего ничто не возникает, что нет на свете ничего вечного. Отсюда следует с необходимостью, что люди произошли от животных.

Д) Растения бывают светолюбивыми или влаголюбивыми, или теплолюбивыми. Данное растение светолюбивое. Следовательно, оно не является влаголюбивым и теплолюбивым.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Восстановите следующие энтимемы, проверьте их правильность:

А) Географическое название надо писать с большой буквы, так как имена собственные пишутся с большой буквы.

Б) «Чины людьми даются, а люди могут обмануться» (А. С. Грибоедов).

В) «Мы социалисты. Это значит, что мы враги частной собственности» (М. Горький).

Г) Мыслю, следовательно, существую (Р. Декарт).

Д) Религия основана на вере, значит, она - не наука.

Е) Он виновен, так как его привлекли к уголовной ответственности.

Ж) Все львы - хищники, следовательно, морские львы тоже хищники.

З) Данный договор - не реальный и не формальный, значит он - консенсуальный. 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.  Сделайте выводы и укажите, какой метод научной индукции применен:

 

а)  А  Б  В   -    а                                             б)    А   В   С    -   а

     Д  А  Е   -    а                                                          В   С    -   не-а

     Ж  З  А   -    а                                                    ------------------------

     --------------------                                                 Следовательно, ...

      Следовательно, ...

 

в)   А   В  С  -   а                                              г)    А1   В   С     -   а1

      Д   А  К  -   а                                                     А2   В   С     -   а2

            В  С  -  не-а                                                 А3   В   С     -   а3

            Д  Е   -  не-а                                                 ----------------------

       ----------------------                                            Следовательно, ...

        Следовательно,  ...

 

д)     А  В  С     -   а в с

                  А     -   а

                  В     -   в

        -----------------------

        Следовательно,  ...

 

 

ТЕМА № 6. «Основы теории аргументации»

1. Определите состав следующих доказательств и проверьте правильность:

А) Студент Петров должен изучить философию, так как Петров - студент одного из вузов России, а все студенты России должны изучать философию.

Б) Треугольники АВС и КМН имеют равные стороны: АВ = КМ, ВС = МН, АС = КН, следовательно, они равны.

В) «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю!» - такое восклицание легенда приписывает Архимеду, гениальному механику древности, открывшему законы рычага. «Однажды Архимед, - читаем мы у Плутарха, - написал сиракузскому царю Гиерону, которому он был родственник и друг, что данной силой можно подвинуть какой угодно груз. Увлеченный силой доказательств, он прибавил, что если бы была другая Земля, он, перейдя на неё, сдвинул бы с места нашу».

Г) «Выше изображенный дворянин, которого уже самое имя и фамилия внушает всякое омерзение, питает в душе злостное намерение поджечь меня в собственном доме. Несомненные чему признаки из нижеследующего явствуют: во-первых, оный злокачественный дворянин начал выходить часто из своих покоев, чего прежде никогда, по причине своей ленности и тучности тела, не предпринимал; во-вторых, в людской его, примыкающей о самый забор, ограждающий мою собственную ... землю, ежедневно и в необычайной продолжительности горит огонь, что уже явное есть к тому доказательство, ибо до сего, по скаредной его скупости, всегда не только сальная свеча, но даже каганец был потушен» (Н. В. Гоголь. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем).

Д) Эта рукопись - древнеиндийская, так как во всех древнеиндийских рукописях слова не отделяются один от другого, и в этой рукописи слова не отделяются одно от другого.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Определите вид следующих доказательств. Укажите, если имеются, логические ошибки:

А) Земля имеет форму шара, так как тень от Земли, передвигающаяся на поверхности Луны во время лунных затмений, круглая.

Б) Позвоночные животные бывают или млекопитающие, или птицы, или рыбы, или земноводные. Ящерица, будучи позвоночным животным, не есть ни млекопитающее, ни птица, ни рыба. Следовательно, ящерица - земноводное.

В) Вселенная построена из тех типов атомов, которые найдены на Земле, ибо почти все линии поглощения, встречающиеся в спектре солнечной атмосферы, могут быть приписаны атомам, известным на Земле; то же справедливо и в отношении спектров звездных атмосфер.

Г) Доказательство о невозможности всемирного потопа, развитое Леонардо да Винчи: «В библии читаем, что названный потоп заключался в 40 днях и 40 ночах всеобщего дождя и что дождь этот поднял воду на шесть локтей выше самой высокой горы мира; и если бы действительно дождь был всеобщим, то он придал бы нашей Земле вид сферы, а на сферической поверхности каждая её часть одинаково удалена от центра своей сферы; поэтому, если бы сфера воды находилась в подобном состоянии, то было бы невозможно, чтобы вода на ней двигалась, так как вода сама по себе не двигается, если только не опускается; поэтому, как сошла бы вода подобного потопа, если доказано здесь, что у нее не было движения? А если она сошла, как же она двигалась, если не опускалась? Здесь естественные причины отсутствуют, поэтому необходимо для разрешения таких сомнений призвать на помощь чудо или же сказать, что вода эта испарилась от солнечного жара».

Д) Лермонтов был предшественник Льва Толстого, Лев Толстой был современником Чернышевского, следовательно, Лермонтов был предшественником Чернышевского.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.  Когда Галилей, вооруженный своей прозорливой дипломатической мудростью, осторожно и тонко воевал за «еретические» идеи Коперника, и доказывал, что Земля обращается вокруг Солнца, а не наоборот, он услышал в числе множества возражений, и такое:

- Если бы Земля двигалась, то птицы, летающие в воздухе, не могли бы поспевать за мчавшимися вместе с Землей башнями и деревьями! Так-то, дерзкий сеньор!

- Галилео посоветовал спорщикам отправиться в трюм какого-либо корабля, запасясь мухами, бабочками, аквариумом с рыбками, а также кусочком ладана и кувшинами с водой. Пока корабль неподвижен, спорщикам предлагалось поэкспериментировать - попрыгать, показать всевозможные предметы, внимательно понаблюдать за поведением летающих мух, плавающих рыбок, водяных капель, отвесно падающих вниз, дыма от ладана, поднимающегося прямо вверх.

Далее Галилео заявил:

- Заставьте теперь корабль двигаться с любой скоростью, и тогда (если только движение будет равномерным и без качки) во всех названных явлениях вы не обнаружите ни малейшего изменения. Прыжки и броски не станут труднее или легче, мухи и бабочки будут по-прежнему летать во все стороны, капли будут все так же отвесно падать, а дым отвесно же подниматься.

Галилео заявил:

- Ни по одному из этих явлений вы не сможете установить, движется ли корабль или стоит неподвижно.

Какой способ аргументации выбрал Галилей и нарушил ли он при этом логические нормы?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определите, к какому типу правил аргументации (к правилам тезиса, аргументов или демонстрации) относятся следующие:

А) В простом категорическом силлогизме должно быть только три термина.

Б) Обосновываемое положение должно оставаться неизменным на протяжении всего рассуждения.

В) Доводов в совокупности должно быть достаточно, чтобы из них вытекал тезис.

Г) В доказательстве не должно быть «круга».

Д) Разделительная посылка разделительно-категорического силлогизма должна быть строгой дизъюнкцией.

Е) Нельзя считать доводом ссылку на авторитет или критику личности.

Ж) Основное положение рассуждения не должно быть двусмысленным.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Укажите, к каким элементам аргументации (тезису, аргументам или демонстрации) относятся следующие ошибки:

А) Отсутствие необходимой связи между тезисом и аргументами.

Б) «Круг» в определении.

В) «Круг» в доказательстве.

Г) Отсутствие строгой дизъюнкции в разделительной посылке разделительно-категорического силлогизма.

Д) Отход от обсуждаемого положения, его «потеря» или подмена.

Е) Попытка получения вывода из двух частных или двух отрицательных категорических суждений.

Ж) Использование в рассуждении положений, несовместимых друг с другом.

З) Непоследовательность.

И) Обращение к авторитету.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________        

6. Из названий позволительных уловок в споре удалили гласные, а согласные сохранили.  Назовите эти уловки:

а)

Т Т Г В Н В З Р Ж Н.

б) 

Д В Д В Р З Б Р С.

в) 

С Л В Н П Р Н Т Д В Д.

г) 

Б Ъ В Л Н Д В Д П Р З В Л Н М.

д) 

П Д С Т В Л Н П Р Т В Р Ч В М С Л.

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ТЕМА 7. «Логические формы развития знания»

1. Оцените степень вероятности гипотезы. Определите вид гипотезы: общая, частная или единичная. являются ли гипотезами приведенные рассуждения. Если да, то определите вид гипотезы: общая, частная или единичная.

1. Н. задержали в комиссионном магазине, когда он принес отрез на комиссию. Было точно установлено, что это сукно похищено из магазина, который был ограблен неделю назад. Н. утверждал, что купил сукно у мужчины по имени Виктор. Он носит очки. Выдвинули версию, что в краже магазина участвовал Виктор, и стали его разыскивать. 2. В прокуратуру поступило заявление, что К. убил свою жену. Следствие установило, что К. был разведен с ней и женился второй раз. Дети от первой жены (две девочки) жили с ним. Вторая жена к ним относилась хорошо, и они ее очень любили. Родной же матери они сторонились, так как она пьянствовала и скандалила. Первая жена К. жила в одном с ним доме через стенку. Когда открыли комнату, которая была заперта на замок, то никаких следов убийства обнаружено не было. Все было в полном порядке. Соседи же заявили, что свою первую жену убил К., и требовали расследования. На этом основании была выдвинута версия, что К. убил свою первую жену. К. в этом не сознавался. 3. Хозяин дачи и его товарищ услышали крик в соседней комнате. Гостившая в его доме К. звала на помощь. Они поспешили на помощь, чтобы задержать возможного преступника. Дверь в ее комнату была заперта. Они взломали ее и вошли. К. лежала на диване с перерезанным горлом. Окно в сад было распахнуто. Хозяин и его товарищ бросились в сад преследовать преступника, но никого не поймали, так как вокруг был лес, и преступник мог в нем скрыться. В кармане убитой было обнаружено письмо, в котором ее просили прийти в определенное место. Под письмом была подпись жившего в двух километрах от места происшествия Б. Нож, оставшийся на месте преступления, по утверждению свидетелей, принадлежал Б. Отпечатков пальцев на ноже не сохранилось. Преступник мог действовать в перчатках. Было выдвинуто предположение, что убийцей является Б. 4. Комары рождаются от сырости, т.к. никто не видит, откуда они берутся.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Определите, что излагается в следующих текстах: гипотезы или догадки. Ответ обоснуйте.

А) Путем наблюдения астрономы установили, что Нептун и Плутон испытывают воздействие со стороны неизвестного тела. Этим телом может быть либо звезда, либо черная дыра, либо десятая планета. Посредством межпланетных станций, запущенных СССР США, установили отсутствие звезды и черной дыры. Прямых подтверждений существования десятой планеты нет. Некоторые косвенные свидетельства есть. Предполагается, что десятая планета имеет массу, в десять раз большую земной, ее орбита сильно отличается от орбит известных планет.

Б) В середине 18 в. Франклин, размышляя о накопленных к тому времени наблюдениях над электрическими явлениями и задавшись вопросом, как «электрическая субстанция» может проникать через металлы, высказал мысль, что «субстанция» эта, должно быть, состоит из мельчайших частиц. (Вопросы естествознания и техники. М., 1963).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Установите, все ли возможные версии уточнены в следующих примерах:

А) Трассологическая экспертиза установила, что выстрелы, произведенные на месте преступления, были сделаны из пистолета Макарова №…, принадлежавшего сотруднику ГАИ И.Крайко и похищенного у него незадолго до расследуемого преступления. Так как в нападении на И. Крайко и в расследуемом преступлении участвовали двое мужчин, а также то, что в обоих случаях преступники пользовались автомашиной «Москвич» синего цвета, была выдвинута версия, что в обоих случаях действовали одни и те же люди.

Б) В городе Н. произошел пожар в сборочном цехе одного из заводов. Как было установлено, пожар начался поблизости от места, где работали газосварщики. Недалеко от этого места находилась и курилка. Государственная комиссия, расследовавшая причины пожара, выдвинула две версии: умышленный поджог и нарушение правил техники безопасности при проведении сварочных работ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Установите возможные пути подтверждения или опровержения гипотез:

А) «Дик Сэнд предполагал, что такая река найдется, и вот почему он так думал.

Река, впадающая в Атлантический океан в том самом месте, где произошло крушение «Пилигрима», не могла течь издалека ни с севера, ни с востока, так как горизонт с этих сторон замыкала довольно близкая горная цепь – та самая, которую вполне можно было принять за Анды. Следовательно, или река текла с этих высот, или русло ее загибалось к югу – в обоих случаях она была где-то недалеко» (Ж. Верн Пятнадцатилетний капитан).

Б) В нападении на К. участвовали двое молодых людей. Оба они были в светлых спортивных куртках, в джинсах и кроссовках. Один из них, угрожая К. ножом, потребовал у него деньги и кожаную куртку. Второй при этом поигрывал газовым пистолетом. Получив требуемое и пригрозив К., чтобы он не вздумал обращаться в милицию, преступники скрылись.

К. сразу же обратился в ближайшее отделение милиции. Через некоторое время в ближайшем районе были задержаны два молодых человека, у которых на ногах были кроссовки, одеты они были в светлые спортивные куртки и джинсы. Было выдвинуто предположение, что они и ограбили К.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Установите, все ли возможные версии уточнены в следующих примерах:

А) В селе сгорел магазин. Следствие установило, что пожар возник в результате поджога. Кроме этого стало известно, что накануне пожара в магазин была завезена партия импортной обуви. Однако жильцы соседнего дома показали, что в ночь перед пожаром, который произошел рано утром, слышали шум отъезжающей машины. Была выдвинута версия, что поджог магазина был организован его директором с целью наживы на продаже «сгоревшей» обуви.

Б) В городе А. произошло ограбление кассы фабрики детского трикотажа. Вооруженные преступники связали сторожа, взломали дверь кассы, с помощью дрели высверлили замок сейфа и похитили деньги. Работники уголовного розыска предположили, что в ограблении участвовал М., который недавно вернулся из мест заключения, отбыв наказание за аналогичное преступление. Предположение основывалось на том, что способ хищения денег был в обоих случаях одним и тем же.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Установите возможные пути подтверждения гипотезы:

Дик Санд предполагал, что такая река найдется, и вот почему он так думал. Река, впадающая в Атлантический океан в том самом месте, где произошло крушение «Пилигримма», не могла течь издалека ни с севера, ни с востока, так как горизонт с этих сторон замыкала довольно близкая горная цепь – та самая, которую вполне можно было принять за Анды, следовательно, или река текла с этих высот, или русло ее загибалось к югу –в обоих случаях она была где-то недалеко.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. ГЛОССАРИЙ

 

Абстрагирование – процесс мысленного выделения, вычленения отдельных или общих свойств и отношений конкретного предмета.

Аксиома – истинное суждение, которое при дедуктивном построении некоторой теории принимается без доказательств.

Анализ – логический метод, связанный с мысленным расчленением предмета на составляющие части или элементы и исследованием их в отдельности друг от друга.

Аналогия – подобие, сходство предметов в каких-либо свойствах или признаках, на основании которого делается вывод об их тождественности.

Антитезис – суждение, противопоставляемое тезису в процессе спора или полемики.

Аподиктический – безусловный, достоверный, основанный на принципе логической достоверности.

Апория – термин, обозначающий неразрешимую логическую проблему.
          Аргумент – основание логического доказательства, тезиса.

Безусловная аналогия - аналогия, которая применяется тогда, когда точно и определенно установлена связь между общими признаками, имеющимися у обоих сопоставляемых предметов.

Безусловное суждение – суждение, в котором что-либо утверждается (отрицается) вне зависимости от какого-либо условия.

Больший термин – термин, который является предикатом заключения простого категорического силлогизма.

Верификация - принцип установления осмысленности, т.е. возможности какого-либо высказывания оказаться истинным или ложным.

Вероятность - степень возможности какого-либо определенного события.

Видовое отличие - признак, отличающий предмет одного вида от предмета других видов, входящих в один и тот же род.

Вывод - последовательность высказываний или формул, состоящих из аксиом, посылок и ранее доказанных высказываний (теорем). Последняя из формул данной последовательности, выведенная как непосредственное следствие предыдущих формул по одному из правил вывода, представляет собою доказываемую формулу.

Высказывание – термин в логике, которым обозначается логический смысл какого-либо простого повествовательного предложения естественного языка.

Герменевтика - раздел эпистемологии и методологии науки, связанный с истолкованием текстов, их пониманием, смыслом.

Гипотеза - вероятное предположение о причине какого-либо явления, достоверность чего еще не доказана ни наукой, ни практикой.

Гипотеко-дедуктивный метод - способ научного исследования, согласно которому вначале выдвигаются несколько гипотез о причинах изучаемых явлений, а затем дедуктивным путем из гипотез выводятся следствия.

Дедуктивное доказательство - одна из форм доказательства, являющийся частным суждением, подводится под общее правило.

Дедуктивное умозаключение - умозаключение, которое обеспечивает при истинности посылок и соблюдении правил логического вывода истинность заключения, следующего из этих посылок.

Дедукция – в широком смысле такая форма мышления, когда новая мысль выводится логическим образом. В узком смысле, принятом в традиционной логике, это дедуктивное умозаключение. В целом в логике, дедукция – это последовательность мыслей или суждений, каждый компонент которой логически вытекает из предыдущих мыслей или суждений.

Дедуцировать - выводить какие-либо заключения из данных посылок по правилам логики.

Демонстрация – логическое рассуждение, в процессе которого из аргументов выводится истинность или ложность тезиса.

Дефиниция - логическая операция определения.

Дискурсивный – обоснованный предыдущими рассуждениями.

Доказательство – в широком смысле логическое действие, в процессе которого устанавливается истинность какой-либо мысли. В логике под доказательством понимается последовательность формул, в которой каждая формула является либо аксиомой, либо следует из предшествующих формул по правилам вывода.

Достаточного основания (закон) – один из четырех законов формальной логики, согласно которому всякая истина должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана.

Единичное суждение – такое суждение, в котором что-то утверждается или отрицается об отдельном предмете.

Закон мышления - термин традиционной, формальной логики, обозначающий требование к логически совершенному мышлению, имеющее формальный характер, т.е. не зависящее от конкретного содержания мыслей.

Знак – материально-чувственный воспринимаемый объект, который символически отсылает нас к реальному объекту, обозначает его.

Значение – характеристика именования предметов, которая характеризует то, чем данный объект является для людей.

Имя – языковое выражение, непосредственно обозначающее какой-либо предмет.

Индуктивная логика – раздел логики, исследующая умозаключения, в которых мысль развивается от частного к общему, по принципу обобщения.

Индукция - в широком смысле это форма мышления, посредством которой мысль наводится на какое-либо общее правило, присущее всем единичным предметам какого-либо класса.

Исключенного третьего (закон) – один из основных законов формальной логики, согласно которому из двух противоречащих высказываний в одно и то же время в одном и том же отношении одно непременно истинно.

Категорический силлогизм - силлогизм, в котором вывод следует из двух посылок, являющихся категорическими суждениями.

Категорическое суждение – суждение, высказывающее принадлежность или непринадлежность какого-либо признака предмету.

Классическая логика – одно из направлений современной математической логики, в котором каждому высказыванию приписывается значение истинности или лжи. В отличие от традиционной логики, основывающейся на этом же принципе, классическая логика связана с методом формализации.

Классическое определение истины – дано Аристотелем. Согласно его определению истина - это совпадение мысли о предмете (принцип соответствия) с самим предметом.

Конкретное понятие - понятие, в котором отображен определенный предмет или класс предметов.

Круг в доказательстве – логическая ошибка в доказательстве, заключающаяся в том, что истинность какого-либо тезиса обосновывается посредством того же самого положения, которое еще должно быть доказано.

Логические ошибки – ошибки в умозаключениях, рассуждениях, определениях понятий, доказательствах и опровержениях. Ошибки делятся на: 1) ложное основание или основное заблуждение, когда доказываемый тезис пытаются вывести из таких посылок, которые сами еще не доказаны;

2) предвосхищение основания, когда доказываемый тезис пытаются вывести из таких посылок, которые сами еще не доказаны;

3) порочный круг в доказательстве, когда тезис выводится из посылок, которые в свою очередь выводятся из тезиса;

4) подмена тезиса, выражающаяся в том, что, начав доказывать один тезис, в процессе доказательства его подменяют другим;

5) чрезмерное доказательство, выражающееся в том, что когда доказывается слишком много, из данных посылок следует не только доказываемый тезис, но и другое (возможно) ложное утверждение.

Логическое противоречие логическая ошибка, связанная с тем, что в рассуждениях допускается утверждение одновременно с его отрицанием.

Логическое следствие – суждение, получаемое в результате вывода из посылок по логическим правилам.

Логомахия – такой спор, когда спорящие, не определив точно предмет спора, опровергают друг друга или не соглашаются друг с другом.
Логический закон –выражение, содержащее только логические константы и переменные и являющееся истинным в любой (непустой) предметной области. Логические законы принято также называть (логической) тавталогией. В общем случае логическая тавталогия – выражение, остающееся истинным, независимо от того, о каких объектах идет речь, или «всегда» истинное выражение.

Логическая форма – способ связи содержательных частей рассуждения (доказательства, вывода и т.п.). В соответствии с основным принципом логики, правильность рассуждения зависти только от его формы и не зависит от его конкретного содержания.

Меньшая посылка – посылка категорического силлогизма, в которую входит меньший термин.

Меньший термин – термин, который является в заключении простого категорического силлогизма субъектом.

Метаязык – язык, на основе которого производится исследование какого-то другого языка.

Модальность – характеристика суждения в зависимости от его степени возможности, необходимости, обязательности.

Неполная индукция – вид индуктивного умозаключения, в результате которого получается какой-нибудь общий вывод о всем классе предметов на основании знания лишь некоторых предметов данного класса.

Неразрешимая теория – такая теория, для которой не существует разрешимого метода, позволяющего решить для какой формулы этой теории, является ли она истинной, или нет.

Номинальное определение – объяснение значения слова, имени или термина, обозначающего это понятие.

Общее понятие – понятие, указывающее на признаки класса предметов или на отношения.

Общеутвердительное суждение – суждение, имеющее вид: «Все S есть P».

Объем понятия – множество предметов, объединенных общим признаком, свойственным данному понятию.

Омонимия – логическая ошибка, происходящая вследствие того, что одно и то же по звуку слово может употребляться в одном рассуждении для обозначения разных предметов.

Определение – логическая операция, раскрывающая содержание (сущность) понятия.

Определение через ближайший род и видовые отличия - логическая операция, заключающаяся в том, что для определяемого понятия подыскивается ближайший род с отличительными признаками вида.

Опровержение – доказательство ложности тезиса.

Основание деления понятия – признак, дающий возможность разделить объем родового понятия на виды.

Отрицание – логическая операция, заключающаяся в том, что истинному высказыванию противопоставляется ложное высказывание.

Ошибка логическая – нарушение законов, правил и схем логики. Если ошибка допущена неумышленно, она называется паралогизм; если правила логики нарушают умышленно, то это – софизм. Логические ошибки следует отличать от фактических, которые обусловлены не нарушением правил логики, а незнанием предмета, фактического положения дел.
Парадигма - пример, образец.

Парадокс – рассуждение, приводящее к взаимоисключающем последствиям.

Паралогизм – логическая ошибка в умозаключении происшедшая непредумышленно.

Полисемия – многозначность слова.

Полемика – разновидность спора, отличающаяся тем, что основные усилия спорящих сторон направлены на утверждение своей точки зрения по обсуждаемому вопросу. Наряду с дискуссией, полемика является одной из наиболее распространенных форм спора. Однако в отличие от дискуссии полемика допускает большую эмоциональность и включает гораздо более широкий спектр корректных логических приемов.

Полисиллогизм - сложный силлогизм, состоящий из нескольких простых силлогизмов.

Понятие – форма мышления, отображающая в себе существенные, закономерные признаки предмета.

Посылка – часть рассуждения, в которой содержится известная исследователю информация о предмете изучения.
Рассуждение – цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенных в логически последовательной форме.

Реальное определение - определение понятия, отображающее существенные признаки предмета, имеющее своей целью отличать определяемый предмет от всех остальных.

Риторика - учение об ораторском искусстве, теория красноречия.

Родовое понятие – понятие, которое выражает существенные признаки класса предметов, являющегося родом каких-либо видов.

Семантика – раздел логики, изучающий способы систематического приписывания значений выражениям формализованного языка. Основные понятия логической семантики – истинность, выполнимость, общезначимость, логическое следствие.

Силлогизм – умозаключение, в котором из двух категорических суждений, связанных общим термином, получается третье суждение, называемое заключением.

Смысл – содержание знакового выражения; мысль, содержащаяся в слове.

Содержание понятия – совокупность признаков, отображающих существенные черты какого-то предмета, отраженные в мысли о нем.

Сокращенный силлогизм (энтимема) – силлогизм в котором пропущена одна или несколько посылок.

Софизм – логическая уловка с целью умышленного выведения из правильных посылок ложного вывода.

Суждение – форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается относительно предмета, его свойств, отношений или класса предметов.

Тавталогия – разновидность ошибки «порочного круга», заключающейся в том, что определяемое понятие характеризуется посредством самого себя. В обычном языке: повторение того, что уже было сказано.

Тезарус – словарь для поиска какого-либо слова по его признакам.
Тезис - мысль или положение, требующее доказательств или опровержения в споре, полемике.

Термин - слово или словосочетание.

Традиционная логика - наука о законах и принципах выводного знания, наряду с классической и неклассической логикой, один из разделов логики. Традиционной логике свойственна нестрогая и неполная формализация. Основными вопросами традиционной логики являются вопросы исследования умозаключений, суждений, понятий.

Условное суждение – суждение, в котором отображается зависимость того или иного явления от каких-либо условий.

Условный силлогизм – силлогизм, в котором по крайней мере одна из посылок является условным суждением.

Фигура силлогизма – форма силлогизма, определяемая положением среднего термина.

Формализация – метод исследования, связанный с использованием искусственного языка, способствующий тому, что системы логических рассуждений трансформируются в формализованные исчисления, состоящие из формул.

Формализованный язык - искусственный язык формально-логических исчислений, язык знаков, формул, символов.

Язык логики – специально создаваемый современной логикой для своих целей язык, способный следовать за логической формой рассуждения. Язык логики является формализованным. Построение его предполагает принятие особой теории логического анализа.

 

 

 

 

4. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

а) основная литература:

  1. Грядовой, Д. И. Логика. Общий курс формальной логики: учебник для студентов вузов / Д. И. Грядовой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 327 с., [Электронный ресурс], http://znanium.com.
  2. Логика уголовно-процессуального доказывания : учеб. пособие / С.В. Корнакова. - М. : ИНФРА-М, 2017. - 142 с., [Электронный ресурс], http://znanium.com.
  3. Логика: Учебник / И.В. Демидов; Под ред. Б.И. Каверина. - 7-e изд., испр. - М.: Дашков и К, 2012. - 348 с., [Электронный ресурс], http://znanium.com.

б) дополнительная литература:

  1. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики: Учебник. М.: Инфра-М, Форум, 2009.
  2. Головкина Л.М. Логика. Курс лекций. - Рязань, 2006.
  3. Грядовой Д.И. Логика. Практический курс основ формальной логики. - М.: Щит-М, 2010.
  4. Грядовой Д.И. Логика: Структурированный учебник (для вузов). - М., 2003.
  5. Грядовой Д.И., Стрелкова Н.В. Логика: задачи и упражнения. Учебное пособие для ВУЗов. - М.: Юнити-Дана, 2010.
  6. Ена А.С. Курс лекций по логике. - Рязань, 2012.
  7. Ивин А.А. Логика и теория аргументации: Элементарный курс: Учебное пособие для вузов. - М.: Гардарики, 2007.
  8. Ивлев Ю.В. Логика юриста: Учебник. М.: Проспект, 2008.
  9. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. Учебное пособие. Изд. 6-е. М., 2008.
  10. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник. - М., 2008.
  11. Логика: Учебник для юридических вузов / Под ред. В.П. Сальникова. - СПб., 2001.
  12.  Матюшин Б.Т. Общие вопросы оценки доказательств в судопроизводстве. Хабаровск, 1987.

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1. Библиотека философского факультета МГУ / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Режим доступа: http://www.philos.msu.ru/library.php.

2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. – Философия. –Режим доступа: http://window.edu.ru/.

3. Наука и техника – электронная библиотека. – Режим доступа: http://n-t.ru/.

4. Национальная философская энциклопедия. – Режим доступа: http://terme.ru/.

5. Портал Гуманитарное образование. – Философия. – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/sect/28/5.

6. Публичная Интернет-библиотека. – Режим доступа: http://www.public.ru

7. Российская Государственная библиотека РГБ. – Режим доступа: http://www.rsl.ru.

8. Российская Книжная Палата. – Режим доступа: http://www.bookchamber.ru/

9. Российское образование. Федеральный образовательный портал. – Режим доступа: http://www.edu.ru/.

10. Infolio – Университетская электронная библиотека. – Режим доступа: http://www.infoliolib.info/.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ

ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ»

 

РЯЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

ПРАКТИКУМ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЛОГИКА»

 

 

 

 

 

Выполнил курсант (слушатель) ____________________________________________________________

 

Проверил ____________________________________________________________

 

 

 

Рязань – 20__

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подписано в печать

Формат 60 Х 90

Бумага типографская № 1

Объем (п/л) –

Тираж                  6   экз.

Заказ                         4257

Участок оперативной полиграфии Рязанского филиала

Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

390043, г. Рязань, ул. Красная, 18.