Написание контрольных, курсовых, дипломных работ, выполнение задач, тестов, бизнес-планов

Логика

 МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

Кафедра социально-экономических и гуманитарных дисциплин

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Врио заместителя начальника

Московского областного филиала
Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

по учебной и научной работе

полковник полиции              

                                 

В.В. Качалов

«______ »__________________ 2018 г.

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИКУМ

по дисциплине

«Логика»

для слушателей 1 и 2 курса заочной формы обучения

 (по специальности: 40.05.02 – Правоохранительная деятельность)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Старотеряево-2018

 

 

Логика: практикум для слушателей 1 и 2 курса заочной формы обучения (по специальности: 40.05.02 – Правоохранительная деятельность). – Руза: МОФ МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя, 2018. – 29 с.

 

 

 

 

Подготовлен: старшим преподавателем кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин, кандидатом экономических наук наук, Рязанцевой Ириной Борисовной

 

 

 

 

 

Обсужден на заседании предметно-методической секции кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин, протокол № «____» от «____» ___________ 2018г.

 

Одобрен на заседании кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин МОФ МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя, протокол № ___от «____» ___________2018 г.

 

Одобрен на заседании Методического совета МОФ МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя, протокол № ___от «____» ___________2018 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление:

 

  1. Организационно-методический раздел                                             с. 4
  2. Задания                                                                                         с. 6
  3. Справочно-вспомогательный аппарат                                             с. 25
  4. Справочные материалы                                                            с. 29
  5. Список литературы                                                                    с. 32

 

1. Организационно-методический раздел

Цельювыполнения Практикума по дисциплине «Логика» является выработка у слушателей знания необходимых условий правильного мышления и умений пользоваться этим знанием в практической деятельности, ознакомление их с основами формальной логики в ее классическом варианте, со стандартными логическими процедурами рассуждений и основными формами логического мышления.

Задачами выполнения Практикума по дисциплине «Логика» являются: выработка навыков решения логических задач в области практического мышления, а также потребности ума к структурно организованной интеллектуальной работе с фактическим и теоретическим материалом по всем учебным дисциплинам; приобретение ясности, стройности, убедительности, способности использовать логические приемы построения делового разговора средствами логики, грамотной оценки и правильного понимания смысловой составляющей деловых и процессуальных текстов, по преимуществу – юридических.

Выполнение заданий Практикума по дисциплине «Логика» призвано заложить общеинтеллектуальные основы юридической образованности будущих юристов. Логика, тем самым, выступает в качестве философской дисциплины, имеющей методологическое значение для юридического образования курсантов и слушателей.

Практикум предназначен для выполнения слушателямиво время самоподготовки, посредством чего формируются и развиваются указанные в рабочей учебной программе компетенции.

Занятия логикой повышают мотивацию к изучению логики как науки, организующей даже обыденное мышление. 

Каждая тема включает ряд упражнений, обязательных в ходе практического обучения. Среди обязательных заданий, в свою очередь, различаются две категории:

1 – содержащие от 1 до 10 примеров и выполняемые целиком (они выделены значком );

2 –содержащие 10 примеров и выполняемые избирательно – в соответствии со своим вариантом  (со знаком ). Вариант определяется по порядковому номеру, под которым стоит фамилия слушателя в журнале. Он указывается на титульном листе Практикума в представленной для этого строке. См. Приложение 1 справочно-вспомогательного аппарата.

Практикум содержит перечень литературы, которая поможет создать теоретическую базу знаний, необходимую для выполения заданий  и глоссарий ‒ помощник при ориентировке в сложной логической терминологии.

Практикум заполняется каждым слушателем рукописно!Выполненный в электронном виде Практикум на проверку преподавателем не принимается.

 Последовательность выполнения практических заданий должна соответствовать порядку изучаемых тем.

Структура практикума охватывает те темы учебной дисциплины «Логика», которые предусматривают формирование практических умений и навыков в соответствии с образовательным стандартом по конкретному направлению подготовки (специальности), рабочей программой учебной дисциплины.

Перед выполнением задач рекомендуется глубоко вникнуть и усвоить теоретический материал темы, выписать определения тех логических терминов, с которыми обучающийся столкнется при работе над заданиями. К более сложным, многоступенчатым заданиям дан алгоритм решений – указание последовательности мыслительных процедур, позволяющий упорядочить ход рассуждений, дисциплинировать работу мысли.

При выполнении заданий следует использовать учебные пособия:

1.Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник для юр.вузов. М., 2013.

2.Упражнения по логике. Под ред. В.И.Кириллова. М., Высшая школа, 2012.

При затруднениях рекомендуется использовать общедоступные электронные каталоги библиотек и дистанционные справочные службы (РГБ, РНБ, ИРБИС и многие другие), указанные в перечне литературы источники, глоссарий.

 

 

 

2. Задания

Тема № 1. Предмет формальной логики, ее задачи и возможности в развитии юридического мышления

 

Задание 1.

Найдите Ваш вариант примера, обведите его номер,подберите одинаковое с ним по логической форме высказываниеиз оставшихся иподчеркните его:

  1. Среди  людей еще встречаются дикари.
  2. Когда я окончу наш вуз, я буду работать следователем, либо адвокатом.
  3. Существуют несознательные граждане, которые не платят налоги.
  4. Если человек совершит преступление, он или будет наказан или нет.
  5. Большинство законов нарушается.
  6. Ни один курсант нашего взвода не является неуспевающим.
  7. Все адвокаты – юристы.
  8. Каждая страна имеет свой гимн.
  9. В нашей библиотеке нет ни одного детектива.
  10. Некоторые птицы не летают.

 

Задание 2.

Будут ли синонимами следующие понятия («да» или «нет»):

а)   язык и речь – ___________________________________________

б)  сознание и мышление –___________________________________

в)   движение и развитие –____________________________________

 

 

Задание 3.

         Сохранят ли тождество суждения, если выделенное в данном суждении понятие заменить понятием, заключенным в скобках?(«да» или «нет»)

а) Преступник, скрываясь от преследования, свернул в безлюдный переулок (пустынный, глухой). __________________________________

б) В поселке Игнатьево преступник был задержан (арестован, взят под стражу).______________________________________________________

в) За время службы в правоохранительных органах лейтенант Петров проявил себя инициативным работником (энергичным, активным, деятельным).__________________________________________________

 

Задание 4.

         Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными следующие пары суждений?

а)      Сахар бел. – Сахар сладок.__________________________________

б)      Некоторые офицеры являются генералами. – Некоторые офицеры не являются генералами.______________________________________________

в)      Следователь был на месте преступления. – Следователя не было на месте преступления.__________________________________________________

 

Задание 5.

Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными два суждения?

  1. Каждое уголовное дело имеет свои особенности. – Некоторые уголовные дела никаких особенностей не имеют.________________
  2. Обвиняемый вправе в любой момент производства по делу отказаться от защитника. – Некоторые обвиняемые не вправе отказаться от защиты._______________________________________
  3. Всякая наука имеет свой предмет для исследования. – Ни одна наука не имеет своего предмета исследования.__________________

 

 

Тема № 2. Понятия: виды и способы логического оперирования с ними

Задание 1.Выделите существенные признаки в определениях понятий:

A = a + b + c + d (A ‒ понятие; а, b, с, d ‒ существенные признаки). Расставьте обозначения понятия и существенных признаков сверху в Вашем варианте высказывания.

 

  1. Общество ‒ продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, система общественных отношений, основу которых составляют многообразные (экономические, нравственные, религиозные и др.) отношения между людьми, их объединениями, общностями.
  2. Обычай ‒ исторически сложившиеся правила поведения, вошедшие в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков.
  3. Закон ‒ это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, являющийся результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти (парламента, монарха и др.) или всего народа и регулирующий наиболее значимые, устойчивые отношения в обществе.
  4. Политическая система общества ‒ это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство.
  5. Гражданское общество ‒ это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающего атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.
  6. Государство ‒ политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающее праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
  7. Право ‒ это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.
  8. Правосознание ‒ совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни.
  9. Институт права ‒ это обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения определенного вида (институт права собственности в гражданском праве, институт должностных лиц в административном праве).
  10. Отрасль права ‒ это обособленная совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные юридические отношения (гражданское, трудовое, земельное, уголовно-процессуальное право и т.д.).

 

⊕Задание 2.Определите общие и единичные понятия, указав какие из общих понятий являются регистрирующими и нерегистрирующими.

 

физическое лицо –

соучастник преступления –

закон –

уполномоченный по правам человека –

вина –

гражданин Российской Федерации –

человек –

правопорядок –

слушательМОФ МосУ МВД России –

правовая норма –

Гражданский кодекс РФ –

субъект права –

свидетель преступления Ковалев –

Европейское сообщество –

демократия –

 

⊕Задание 3. Определите конкретные и абстрактные понятия, положительные и отрицательные.

Например, «Конституция РФ» ‒ конкретное, положительное.

 

 

преступление

преступное поведение

нравственность

государство

должностное лицо

умысел

адвокат

подросток

неосторожность

полиция

свобода

смертная казнь

невиновность

независимость

гуманизм

анархия

злоупотребление

жестокость

безнравственность

терроризм

бесшабашность

профессионализм

бездельник

 

 

⊕Задание 4. Укажите соотносительные и безотносительные понятия.

 

 

ответчик

политик

закономерность

неожиданность

подлинник

опекун

суд

несовершеннолетний

причина

государство

теория

обвиняемый

приговор

система

 

 

⊕Задание 5. Дайте полную логическую характеристику понятиям.

Пример: «Аристотель» ‒ единичное, конкретное, безотносительное, положительное.

 

преступность ‒

МОФ МосУ МВД России ‒

законодательство ‒

недееспособность ‒

правовое государство ‒

Конституция РФ ‒

мировой судья Никитин ‒

 

Задание 6. Определите вид логических отношений между совместимыми и несовместимыми понятиями, изобразите его с помощью кругов Эйлера.

  1. Нотариус, общественный деятель;
  2. преступление, убийство, кража;
  3. дееспособность, недееспособность;
  4. закон, постановление, нормативно-правовой акт;
  5. глава государства, президент, президент РФ;
  6. орган управления, орган государственного управления, орган местного самоуправления;
  7. правоохранительные органы, полиция, отдел по борьбе с экономическими преступлениями;
  8. правда, ложь;
  9. наказание, лишение свободы, штраф;
  10. наказание, оправдание.

Номер последовательности и обозначения понятий

Круговая схема Эйлера

Номер последовательности_______

А ‒ ___________(понятие)

Б ‒ ___________(понятие)

В ‒ ___________(понятие)

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 7. Укажите вид деления понятий, делимое понятие, члены деления.

1. По форме правления государства делятся на республики и монархии._______________________________________________________

2. Политический режим государств может быть демократическим, тоталитарным либо авторитарным.__________________________________

3. Амнистия может быть общей или частичной.______________________________________________________

4. Элементами состава преступления являются субъект, объект преступления, субъективная и объективная стороны.________________________________________________________

5. К предметной (родовой) подсудности относятся территориальная и персональная.___________________________________________________

6. Приговор суда носит обвинительный либо оправдательный характер._______________________________________________________

7. Преступление могло быть совершено как с умыслом, так и по неосторожности._________________________________________________

8. В соответствии с действующим законодательством уголовную ответственность несут совершеннолетние, а также несовершеннолетние граждане._______________________________________________________

9. Право собственности включает в себя пользование, владение и распоряжение вещью._____________________________________________

10. По рассматриваемым искам суд выносит либо приговор, либо судебное решение.________________________________________________________

 

Тема № 3. Суждения: виды, состав, логические отношения

 

Задание 1[1]. Определите вид простого суждения (экзистенциальное, категорическое, релятивное).

1. В деянии подсудимого нет состава преступления._________________

2. Сделка была заключена позднее намеченного срока._______________

3. Допрос свидетеля и потерпевшего является одним из наиболее распространенных следственных действий.______________________

4. Конституция РФ была принята ранее Уголовного кодекса РФ.________________________________________________________

5. Ни одно правонарушение не остается безнаказанным._____________

6. Не существует идеальных людей._______________________________

7. Ранее Нижний Новгород назывался Горьким._____________________

8. Каждое государство имеет свой гимн и флаг._____________________

9. Аристотель является основоположником логики, этики и других наук._______________________________________________________

10. Ваши доводы более убедительны, чем у оппонентов.______________

 

 

Задание 2.

В предложенных простых атрибутивных суждениях определитеи надпишите субъект, предикат, связку, кванторное слово. Приведите схемы суждений.

1.Какой русский не любит быстрой езды?

2.Договор, в котором не указана дата его совершения, не может считаться действительным.

3.Улика – вещественное доказательство виновности лица в совершении преступления.

4.У отдельных  людей есть высокие интеллектуальные способности.

5. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

6. Разрешено все, что не запрещено законом.

7. В отношении некоторых обвиняемых не избирается мера пресечения в виде заключения под стражу.

8. В воздухе над котловиной реяло несколько стрекоз.

9.Большая часть следственных версий по делу №135/18  подтвердилась.

10.Исполнительные документы с истекшим сроком давности судом впроизводство не принимаются.

 

Алгоритм решения:

1. Устанавливаем в явной логической форме все структурные элементы суждения, записываем их символическое обозначение:

–субъект –  _____________________________________________________________________________

–предикат –    ___________________________________________________________________________                        

–связка –  ______________________________________________________________________________          

–кванторное слово – _____________________________________________________________________

2.Определяем вид суждения:

  • по количеству –_____________________________________________________________
  • по качеству – _______________________________________________________________

3. Выражаем мысль в явной логической форме –_______________________________________________________________________________________

  1. Записываем формулу суждения  и его буквенное обозначение – ____________________________________________________________

 

  1. Графически изображаем отношения между терминами в кругах Эйлера

 

 

6.Даем наименование вида отношений между терминами – ____________________________________

7.Устанавливаем распределенность терминов[2]:

S–___________________________Р – __________________________

Задание 3.Приведите 4 примера простых суждений, определите их вид по объединенной классификации, обозначив с помощью А, I, Е, О, определите термины, связку, квантор.

1._______________________________________________________________________________________________________________________________________2._______________________________________________________________________________________________________________________________________3._______________________________________________________________________________________________________________________________________4.__________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 4.Определите вид сложного суждения, укажите его составные части, запишите схемы суждений.

1. Как юристы, так и журналисты изучают логику в отличие от психологов.

2. Лицо не может привлекаться к уголовной ответственности, если оно действует против своей воли.

3. Каждое преступление имеет свои особенности, свой психологический механизм.

4. В суде прокурор либо поддерживает обвинение, либо отказывается от него.

5. Ответственность за правонарушение может быть дисциплинарной, административной или уголовной.

6. Сведения конфиденциального характера сохраняются в тайне, если правосудие не требует иного.

7. Все граждане должны уважать закон и действовать в соответствии с его требованиями.

8. Должностные лица по поддержанию правопорядка должны быть неподкупными, решительно противостоять всем актам коррупции и бороться с ними.

9. Если Н. совершил преступление, он будет привлечен к ответственности.

10. Договор считается заключенным, если, и только если, между сторонами достигнуто соглашение по всем известным пунктам.

 

 

 

 

 

         ∅Задание 5.Укажите антецедент и консеквент условных и эквивалентных суждений, надписав их в высказыввании, приведите их символическую запись. Если суждение не выражено в явной логической форме, сформулируйте его, использовав связки «Если..., то...» и «Если, и только если..., то...».

 

1. Суд отказывает истцу в иске, в случае незаконности его исковых требований._____________________________________________________

2. Что написано пером, того не вырубишь топором._____________________

3. В случае злостного уклонения от уплаты штрафа он заменяется другим, более строгим видом наказания.____________________________________

4. Охотничье оружие подлежит конфискации, если оно послужило орудием совершения преступления._________________________________________

5. Было бы начало, будет и конец.____________________________________

6. В случае психического заболевания человек не несет юридической ответственности._________________________________________________

7. Если в отношении обвиняемого судом выносится обвинительный приговор, то он именуется осужденным._____________________________

8. Если предприятие является арендным, то оно осуществляет предпринимательскую деятельность на основе взятого им в аренду имущества.______________________________________________________

9. Уголовное дело не может быть возбуждено при отсутствии состава преступления.___________________________________________________

10. Изготовление поддельных денег или ценных бумаг является оконченным преступлением независимо от осуществления цели сбыта, если изготовлен хотя бы один денежный знак или ценная бумага.___________________________________________________________

 

 

Тема № 4. Модальность суждений и норма.

 

⊕Задание 1.

Определите вид юридической нормы в высказывании. Преобразуйте ее в два других вида, если это возможно (правопредоставляющая, правообязывающаяиправозапрещающая).

 

  1. Обвиняемый имеет право на защиту.
  2. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
  3. Лицо, сдавшее вещи на хранение, вправе в любое время потребовать их обратно.
  4. В случаях, предусмотренных законодательством, граждане могут получить бесплатную юридическая помощь.
  5. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

 

Алгоритм решения:

1. Выражаем мысль в явной форме с применением модального оператора «Разрешено» и указанием конкретного действия, делаем символическую запись

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Записываем формулу преобразования правопредоставляющей нормы в правообязывающую и производим в соответствии с ней мыслительную процедуру:________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Записываем формулу преобразования правопредоставляющей нормы в правозапрещающую и производим в соответствии с ней мыслительную процедуру:_____________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 2.

Отделите в норме  права гипотезы от санкций:

 

1.Вымогательство, совершенное а) группой  лиц по предварительному сговору; б)неоднократно; в) с применением насилия, наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с конфискацией имущества или без такового.

___Гипотезы:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____Санкции:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника

__Гипотезы:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Санкции__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Тема № 5. Умозаключения как форма мышления. Особенности применения умозаключений в юридической деятельности

 

Задание 1.

Произведите непосредственные умозаключения методами превращения, обращения, противопоставления предикату. Воспользуйтесь для этого Приложением 5.:

  1. Некоторые государства являются федерациями.
  2. Ни один студент нашей группы не является неуспевающим.
  3. Всякое суждение выражается в повествовательном предложении.
  4. Среди преступников есть особо опасные рецидивисты.
  5. Исполнительные документы, по которым истек срок давности, судом в производство не принимаются.
  6. Ни один свидетель по данному делу не был допрошен.
  7. Некоторые преступления не являются умышленными.
  8. Приговор суда по делу N. справедлив.
  9. Некоторые свидетельские показания недостоверны.
  10. Ни один невиновный не должен быть осужден.

 

Алгоритм решения:

1. Находим структурные элементы суждения:

–субъект – _______________________

–предикат – ______________________

–связка – ________________________

–кванторное слово – _____________________

2.Определяем вид суждения,  записываем его формулу и буквенное обозначение – _____________________________________________________________________________________

3. Записываем схему преобразования данного вида суждения методом превращения:___________________________________________________________________________

 

4. Делаем заключение – _______________________________________________________________

 

5. Записываем схему преобразования данного вида суждения методом обращения:__________________________________________________________________________

 

6. Делаем заключение –__________________________________________________________________

 

7. Записываем схему преобразования данного вида суждения методом противопоставления предикату:____________________________________________________________________________

 

8. Делаем заключение –__________________________________________________________________

 

Задание 2.

Произведите полный разбор силлогизма (ПКС), изобразите отношения между терминами в круговых схемах, постройте фигуру и определите модус. Воспользуйтесь для этого Приложением 6.

 

  1. Доведение до самоубийства является преступлением против личности. Иванов совершил преступление против личности, значит, он довел человека до самоубийства.
  2. Ни один брак между родственниками не является действительным. Данный брак недействителен, так как заключен между родственниками.
  3. Во всех учебниках логики содержатся схемы и формулы. Все, что содержит схемы и формулы, мне читать не хочется, значит, ни один учебник логики мне не хочется читать.
  4. Подстрекателем признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления. N. не признается лицом, склонившим другое лицо к совершению преступления. Значит, N. не является подстрекателем».
  5. Осмотр места происшествия имеет одной из своих задач обнаружение следов преступления. Осмотр места происшествия – следственное действие. Значит, некоторые следственные действия имеют одной из своих задач обнаружение следов преступления.
  6. Поскольку бессмертны лишь ангелы, а люди не ангелы, постольку они смертны.
  7. Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности, поэтому и Иванов невиновен, так как не привлечен к  ответственности.
  8. Иванов – курсант Московского университета, поскольку он  изучает логику, а некоторые курсанты Московского университета изучают логику.
  9. Ни один монах не стремится к богатству, а некоторые немонахи к нему стремятся, следовательно, некоторые немонахи не являются монахами.
  10. Зачетная книжка является документом, который нужно иметь при себе на экзамене. У любого курсанта она есть, значит, у любого курсанта есть документ, который нужно иметь при себе на экзамене.

 

Алгоритм решения:

1.Записываем рассуждение в явной форме силлогизма:

1–я посылка –__________________________________________________________________________

 

2–я посылка  – _________________________________________________________________________

 

заключение – __________________________________________________________________________

2.Находим термины силлогизма и обозначаем их в заключении, а затем в посылках:

– меньший–S _______________________________

– больший –P_______________________________

–средний –M_______________________________

3.Даем имена посылкам (большая или меньшая):

1–я посылка –_______________________________

2–я посылка  _______________________________

4. Изображаем в кругах Эйлера отношения между терминами, указывая при этом их распределенность:

 

 

 

 

 

5.Определяем и графически изображаем фигуру:

 

 

 

 

 

6.Записываем модус (для этого определяем вид каждого из 3-х суждений силлогизма по объединенной классификации) – __________________________________________________________

7.Устанавливаем, нарушено ли какое-либо из семи общих правил:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 3.

1. Подберитеодинсобственныйпример ПКС по любой из четырех фигур. Запишите суждения-посылки и суждение-заключение. Укажите 3 термина ПКС (S,M,P), их распределенность, модус ПКС. Определите  истинность сделанных заключений по 3-м правилам терминов и 4-м правилам посылок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 4. Достройте энтимему до полного умозаключения, проверьте правильность вывода по правилам терминов и посылок ПКС. Используйте алгоритм к заданию 3.

1. Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности и осужден. Т. осужден по приговору суда.

2. А. не изучает логику, следовательно, он не студент юридического вуза.

3. Эта сделка недействительна, так как совершена несовершеннолетними гражданами.

4. Разбой является особо тяжким преступлением, так как за него несут ответственность несовершеннолетние.

5. О. подделал документы, поэтому он привлекается к ответственности.

6. Подозреваемый в совершении преступления обязан являться по вызову прокурора, следователя, дознавателя. Но Р. – не подозреваемый.

7. Это умозаключение истинно, значит оно не ложно.

8. Н. – студент, поэтому он сдает экзамены.

9. Орудия преступления, принадлежащие обвиняемому, конфискуются. Охотничье ружье и складной нож, принадлежащие М., – орудия преступление.

10. Л. – объявлен судом безвестно отсутствующим, так как о мете его нахождения неизвестно более года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 5. Приведите пример рассуждения из практики своей профессиональной деятельности. На основании примера постройте простой категорический силлогизм и сделайте его полный разбор. Для удобства воспользуйтесь алгоритмом к заданию 3.

 

 

 

 

3. Справочно-вспомогательный аппарат

Приложение 1.

Образец оформления титульного листа

 

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.Я. КИКОТЯ

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ФИЛИАЛ

 

 

Кафедра социально-экономических и гуманитарных дисциплин

 

 

ПРАКТИКУМ

 

по дисциплине

«ЛОГИКА»

 

для слушателей, обучающихся по специальностям:

40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности, 40.05.02 – Правоохранительная деятельность, 40.03.01 – направление подготовки Юриспруденция

 

ВАРИАНТ №_____

(по порядковому номеру в учебном журнале)

 

 

Выполнил:

слушатель ______ курса группы № ______

специальность (направление)__

________________________________

________________________________

ФИО___________________________________________________________________________________________

Проверил: ________________________________________________________________

 

 

 Старотеряево-201___

 

 

Приложение 2.

Схема отношений сравнимых понятий

 

 

ПОНЯТИЯ

 

 

СРАВНИМЫЕ                                         НЕСРАВНИМЫЕ

 

       
   
 

 

 

 

СОВМЕСТИМЫЕ                          НЕСОВМЕСТИМЫЕ

 

               
     
     
 
 

 

 

 

 

тождество           пересечение        соподчинение                        противоречие

(равно–                                           (координация)              (контрадикторность)

объемность)

       
 
 
   

 

 

 

 

 

 

 

                   подчинение                                                        противоположность

                   (субординация)                                                 (контрарность)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Распределенность терминов в простых суждениях

 

 

A

I

E

O

S

+

+

P

+

+

 

 

Приложение 4.

«Виды и условия образования

непосредственных дедуктивных умозаключений»

 

ПРЕВРАЩЕНИЯ

ОБРАЩЕНИЯ

ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ ПРЕДИКАТУ

 

 

 
 

 

А.  ВСЕ S ЕСТЬ Р или

E. НИ ОДНО S  НЕ  ЕСТЬ

 НЕ- Р

I. НЕКОТОРЫЕ  Р  ЕСТЬ S

E. НИ  ОДНО  НЕ-Р НЕ  ЕСТЬ S

 

 

 
 

 

I.  НЕКОТОРЫЕ S ЕСТЬ Р

O. НЕКОТОРЫЕ  S  НЕ  ЕСТЬ НЕ-Р

I. НЕКОТОРЫЕ  Р  ЕСТЬ  S

 

E.  НИ ОДНО  S  НЕ ЕСТЬ Р

A. ВСЕ  S   ЕСТЬ  НЕ-Р

E.  НИ  ОДНО  Р  НЕ ЕСТЬ  S

I.   НЕКОТОРЫЕ  НЕ-Р  ЕСТЬ S

 

O.  НЕКОТОРЫЕ   S  НЕ ЕСТЬ Р

I. НЕКОТОРЫЕ  S  ЕСТЬ 

НЕ-Р

О. НЕКОТОРЫЕ НЕ-Р НЕ ЕСТЬ S

 

 

 

Приложение 5.

«Фигуры и модусы простого категорического силлогизма»

 

 

4 фигуры простого категорического силлогизма:

             I                           II                          III                         IV

        M               P       P                 M      M               P       P                 M

 

 

        S                 M      S                 M      M               S       M               S

        S                 P       S                 P       S                 P       S                 P

 

Приложение6.

«Истинные модусы простого категорического силлогизма»

 

Правильных модусов в четырех фигурах силлогизма – 19.

Модусы I фигуры: ААА, ЕАЕ, АII,ЕIO.

Модусы II фигуры: АЕЕ, АОО, ЕАЕ, ЕIO.

Модусы III фигуры: AAI, ЕАО, IАI, ОАО, АII, ЕIO.

Модусы  IV фигуры: AAI, АЕЕ, IAI, ЕАО, ЕIO.

 

 

 

4. Справочные материалы (глоссарий)

 

АКСИОМА (гр. axioma –значимое, достойное уважения, бесспорное) – истинное суждение, которое при дедуктивном построении какой-либо теории принимается без доказательств в качестве исходного положения и которое входит в основу доказательства всех других положений данной теории.

АЛГОРИТМ – точное и легко понимаемое описание (предписание, правило, рецепт) механически выполняемого шаг за шагом единообразного решения любой задачи из какого-либо класса задач данного типа.

АЛОГИЗМ – нелогичность, отрицание роли логики впо знании, логический разрыв речи, нарушение логической последовательности, связанности, обоснованности.

АЛЬТЕРНАТИВА (лат. alter – чередоваться) – каждая из двух или нескольких исключающих друг друга возможностей, выбор между этими возможностями есть или P 1 , или Р2.

АМФИБОЛИЯ (гр. amphibolia –двусмысленность, двойственность) – логическая ошибка, заключающаяся в том, что грамматическое выражение допускает его двоякое толкование.

АНАЛИЗ (гр. analysis – разложение, расчленение, разбор)–логический прием, метод исследования, состоящий в том, что изучаемый предмет мысленно расчленяется на составные элементы, каждый из которых исследуется в отдельности как часть расчлененного целого.

АНАЛОГИЯ (гр. analogia – соответствие, сходство)– подобие, сходство предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях, при чем таких предметов, которые в целом различии.

АНТИНОМИЯ (лат. anti – против+nomos – закон, противоречие в законе)–противоположность между двумя суждениями, взаимоисключающими друг друга, но в то же время производящими впечатление, что оба они могут быть с одинаковой силой логически доказаны в качестве правильных.

АПОРИЯ (гр. aporia – безвыходность, безвыходное положение, затруднение) – кажущееся трудноразрешимым, непреодолимым логическое затруднение.

АРГУМЕНТ (лат. argumentum – логический довод, основание, доказательство) – мысль, истинность которой проверена и доказана практикой и которая поэтому может быть приведена в обоснование истинности или ложности другого положения.

ВЕРИФИКАЦИЯ (лат. verus – истинный+facio – делаю) – принцип установления осмысленности, то есть возможность данного высказывания (утверждения) оказаться истинным или ложным.

ВЕРСИЯ (лат. versio –оборот, видоизменение) –одно из нескольких возможных, отличных друг от друга объяснений или толкований одного и того же факта, явления, события.

ВЫВЕДЕНИЕ – мысленное действие, в результате которого новое знание получается логически, то есть без обращения непосредственно к опыту или из предшествующего опыта.

ВЫВОДНОЕ ЗНАНИЕ – знание, полученное из ранее установленных и проверенных истин в результате применения законов и правил логики к имеющимся истинным мыслям.

ГИПОТЕЗА (гр. hypothesis – основание, предположение) – вероятное предположение о причине каких-либо явлений, достоверность которого не может быть проверена и доказана в настоящее время, но которое может приблизительно объяснить данные явления.

ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД – способ научного исследования, заключающийся в том, что вначале высказывается несколько гипотез о причинах изучаемых фактов, а затем дедуктивным путем из гипотез выводите следствие.

ДЕДУКЦИЯ (лат. deductio выведение) – такая форма мышления, когда новая мысль выводится логическим путем из предшествующих мыслей, причем этот процесс анализа идет от общего к частному.

ДЕМОНСТРАЦИЯ (лат. demonstratio –показывание) –логическое рассуждение, в процессе которого из аргументов (доводов) выводится истинность или ложность тезиса.

ДИЗЪЮНКЦИЯ (лат. disjunctio –разобщение, разделение различие) – операция, выражающаяся в соединении двух и более высказываний с помощью логического союза «или» в новое, сложное суждение.

ДИЛЕММА (гр. di – дважды+lemma – предположение или двойственное предположение) – суждение, в котором предмету приписываются два противоречащих признака, исключающих возможность третьего.

ДИХОТОМИЧЕСКОЕ СУЖДЕНИЕ (гр. dicha и tome – разделяю на две части) –суждение, в котором выражается результат деления класса предметов на две части. Одна из этих частей характеризуется наличием известного признака, а другая – его отсутствием.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – логическое действие, в процессе которого истинность какой-либо мысли обосновывается с помощью других мыслей.

ИМПЛИКАЦИЯ (лат. implicite – тесно связывают) – логическая операция, связывающая два высказывания в сложное высказывание спо мощью логической связки «если... то...».

ИНДУКЦИЯ (лат. inductio –наведение) –форма мышления, посредством которой мысль наводится на какое-либо общее правило, при этом процесс анализа идет от частного к общему.

КАЗУИСТИКА (лат. casus – случай, случайность) – ловкость, изворотливость в спорте, в «доказательстве» ложных или сомнительных положений.

КЛАССИФИКАЦИЯ (лат. classis – разряд +facio –делаю) –распределение предметов на классы согласно наиболее существенным признакам, при сущим предметам данного рода.

КОНТРАДИКЦИЯ (лат. contra – против+dictio – высказывание)–логически противоречивое высказывание, нарушающее формально –логический, закон противоречия.

КОНТРАДИКТОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (лат. contradictorius –противоречащий) –отношения между противоречивыми суждения, которые вместо не могут быть ни истинными, ни ложными, из двух контрадикторных суждений одно – истинно, другое – ложно.

КОНТРАРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (лат. contrarius –противоположный)– отношения между противными, или противоположными, суждениями, которые вместе не могут быть истинными, но оба вместе могут быть ложными

КОНЪЮНКТИВНЫЕ (СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ) СУЖДЕНИЯ (лат. conjungo– соединяю) – сложное суждение, в котором несколько суждений объединяются союзом «и».

КРУГ В ДОКАЗАТЕЛЬСТВЕ – логическая ошибка в доказательстве, состоящая в том, что истинность какого-либо доказываемого положения обосновывается посредством того же самого положения, которое еще должно быть доказано.

ЛОГИКА (гр. logos – слово, мысль, речь, разум) –знание о законах и формах мышления.

ЛОГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ – наглядная схема, облегчающая за поминание характера отношений между некоторыми видами суждений.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИННЫХ СВЯЗЕЙ – простейшие логические методы установления причинных связей между явлениями и вытекающими из причин следствиями.

МОДАЛЬНОСТЬ СУЖДЕНИЯ (лат. modus –мера, накопление) – характеристика суждения в зависимости от характера устанавливаемой им достоверности, то есть от того, утверждается ли в нем возможность, действительность или необходимость чего-либо в чем-либо.

МОДУС (лат. modus – мера, образ, способ) –логический термин, обозначающий свойство предмета, присущее ему непостоянно, а лишь в некоторых состояниях.

МЫШЛЕНИЕ – активный процесс отражения объективного мира в человеческом мозгу в форме суждений, понятий, умозаключений.

НЕПОЛНАЯ ИНДУКЦИЯ – вид индуктивного умозаключения, в результате которого получается какой – либо общий вывод о всем классе предметов на основании знания лишь некоторых однородных предметов данного класса.

ОБОСНОВАННОСТЬ – такое качество правильного логического мышления, которое свидетельствует о том, что в рассуждении все мысли опираются на другие мысли, истинность которых доказана.

ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ (англ. concept extension) –отображение в нашем сознании множества предметов, каждый из которых имеет признаки, зафиксированные в исследуемом понятии.

ОМОНИМИЯ (гр. homos –одинаковый + omona – имя) –логическая ошибка, которая происходит вследствие того, что одно итожено звуку слово в одном и том же рассуждении употребляется для обозначения различных понятий.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ (лат. refutatio)–доказательств о ложности или несостоятельности какого-либо тезиса.

ОСНОВАНИЕ – часть условного суждения, в которой отображается условие, от которого зависит истинность следствия.

ПОНЯТИЕ – целостная совокупность суждений, в которых что-либо утверждается об отличительных признаках исследуемого объекта.

ПОСТУЛАТ (лат postulatum – требуемое) –исходное положение, утверждение, принимаемое без строгого доказательства в рамках какой-либо дедуктивно построенной теории, но веское и обоснованное.

ПОСЫЛКА – суждение, которое служит основанием для заключения (вывода) и является необходимой частью любого умозаключения.

ПРЕДИКАТ (лат. praedicatum –сказанное) –то, что высказывается (утверждается или отрицается) в суждении о субъекте.

ПРИЗНАК –все то, в чем предметы, явления сходны друг с другом или в чем они отличаются друг от друга.

ПРОБЛЕМА (гр. problema – задача, задание)–теоретический или практический вопрос, который необходимо изучить и разрешить.

СИЛЛОГИЗМ (syllogismos –сосчитывание)– умозаключение, в котором из двух категорических суждений, связанных общим средним термином, получается третье суждение, называемое выводом, при этом средний термин в заключение не входит.

СИНТЕЗ (гр. synthesis – соединение, сочетание) – мысленное соединение частей предмета, расчлененного в процессе анализа, установление взаимодействия и связей частей и по знание этого предмета как единого целого.

СОРИТ (гр. sorit – куча) – вид сложного силлогизма, в котором приводится только последнее заключение, проводимое через ряд посылок, остальные же промежуточные заключения не высказываются, а только подразумеваются.

СОФИЗМ (sophisma – измышление, хитрость) – логическая уловка, умышленно ошибочное рассуждение, которое выдается за истинное.

СУЖДЕНИЕ – форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предметов и явлений, их свойств, связей и отношений и которая обладает свойством выражать истину, либо ложь.

ТАВТОЛОГИЯ (гр. tauto то же самое + logos – слово) –выражение, повторяющее виной словесной форме ранее сказанное.

ТЕЗИС (гр. thesis – положение, утверждение) – мысль или положение, истинность которого еще требуется доказать.

ТЕРМИН (лат. terminus – предел, конец, граница) – слово или словосочетание, являющееся точным названием строго определенного понятия.

ТРАДУКЦИЯ (лат. traductio – перемещение)–умозаключение, в котором посылки и заключение являются суждениями одинаковой общности, то есть когда вывод идет от знаний определенной степени общности к новому знанию, но той же степени общности.

ТРИХОТОМИЯ (гр. tricha – на три части +tome – сечение) – деление объема понятия на три части.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – форма мышления или логическое действие, в результате которого из одного или нескольких неизвестных суждений получается новое суждение, в котором содержится новое знание.

ФАКТ (лат. factum – сделанное, совершившееся) – действительное, реально существующее, невымышленное событие или явление.

ЭНТИМЕМА – сокращенный силлогизм, в котором выпущена одна из подразумевающихся частей.

 

 

 

5. Список литературы

 

  1. Абачиев С.К. Формальная логика с элементами теории познания: учебник для вузов / С. К. Абачиев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 635 с.
  2. Александров Д.Н.. Логика. Риторика. Этика: учебное пособие / Д. Н. Александров. – М.: Флинта Наука, 2002. – 168 с.
  3. Гетманова А. Д. Логика /А.Д. Гетманова. – М.: КноРус, 2014. – 416 с.
  4. Гусев Д. А. Краткий курс логики. Искусство правильного мышления/Д.А. Гусев. – М.: НЦ ЭНАС, 2003. – 190 с.
  5. Демидов И.В. Логика: учебник / И. В. Демидов. – 8-е изд. – М.: Дашков и К, 2013. – 347 с.
  6. Дмитревская И.В. Логика / И.В. Дмитревская. – М.: Флинта, 2013. – 384 с.
  7. Ивин А. А. Логика: Учеб.пособие для вузов / А. А. Ивин. – М.: Высш. шк., 2004. – 304 с.
  8. Ивлев Ю.В. Логика: учебник / Ю. В. Ивлев; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2004. — 287 с.
  9. Логика: учебник для юридических вузов / Под ред. В. П. Сальникова. – СПб.: Лексикон, 2001. – 320 с.
  10. Логика: Учебник для юридических вузов / под ред. проф. В. И. Кириллова. – Изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 240 с.
  11. Ломиворотов М. М. Логика для юристов: Учеб.пособие в схемах и упражнениях/М.М Ломиворотов. – Волгоград, 2006. – 32 с.
  12. Михайлов К.А.. Логика. Практикум: учебное пособие для бакалавров / К. А. Михайлов, В. В. Горбатов. – М.: Юрайт, 2012. – 509 с.
  13. Никифоров А. Л. Логика/А.Л. Никифоров. – М.: Весь мир, 2001. – 224 с.
  14. Рузавин Г. И. Логика: Практический курс: учебник для вузов / Г. И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 256 с.
  15. Сковиков А.К. Логика: учебник и практикум для бакалавров / А.К. Сковиков. – Москва: Юрайт, 2013. – 575 с.
  16. Тымцяс В. Г. Логика: Курс лекций / В. Г. Тымцяс. – М.: ПРИОР, 1999. – 160 с.
  17. Челпанов Г. И. Учебник логики/Г.И. Челпанов. – М.: Прогресс, 1994. – 248 с.

 

 


[1] Задания заимствованы из: Дербичева С.А. Основы юридической логики: учебно-методическое пособие. Часть 1. – Смоленск, 2002. – С. 70–72.

[2] Для удобства воспользуйтесь Приложением 3.