|
Главная \ Методичні вказівки \ Методические указания и информация \ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к написанию курсовой работы по дисциплинам «Экономика транспорта»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к написанию курсовой работы по дисциплинам «Экономика транспорта»Дата публикации: 22.08.2019 13:57
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА МАРКЕТИНГА И ЛОГИСТИКИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к написанию курсовой работы по дисциплинам «Экономика транспорта»
Донецк 2016 УТВЕРЖДАЮ:
Декан экономического факультета
Полшков Ю.Н.
______________________________
М.П.
Методические рекомендации к написанию курсовых работ по дисциплинам «Экономика транспорта», «Транспортно-складская логистика», «Управление цепями поставок» для студентов очной и заочной форм обучения уровня высшего профессионального образования «Бакалавриат» направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» (профиль «Логистика») составлена на основе ГОС ВПО направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» и «Положения об организации учебного процесса в образовательных организациях высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики», утверждённого приказом Министерства образования и науки ДНР «30» октября 2015 г. № 750».
Разработчик: доцент кафедры маркетинга и логистики, к.э.н. Т.В. Ибрагимхалилова
Методические рекомендации к выполнению курсовой работы утверждены на заседании кафедры «Маркетинг и логистика»
Протокол № 1 от 01.09.2016 г. И.о. зав. кафедрой Т.В. Ибрагимхалилова
Методические рекомендации в изучению учебной дисциплины одобрены учебно-методической комиссией экономического факультета
Протокол № 1 от 15.09.2016 г.
Председатель УМК Е.Н. Стрелина
©Т. В. Ибрагимхалилова
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Курсовая работа в рамках основной образовательной программы (далее ООП) направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» (Профиль: Логистика) является неотъемлемой частью образовательного процесса. Курсовая работа – это самостоятельное научно-практическое исследование, которое дает возможность оценить знания студента, его умение использовать их на практике при выполнении аналитических расчетов и в разработке рекомендаций по совершенствованию отдельного вида деятельности. Она является результатом комплексного изучения и проблемного интегрального осмысления, на основании которого в процессе защиты определяется способность ее автора к самостоятельной научно-практической работе в сфере управления. Целью подготовки курсовой работы является закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, а также их использование в системе логистической деятельности предприятия. Выполняя работу, студент должен научиться пользоваться специальной учебной, справочной и научной литературой, публикациями периодических изданий по вопросам логистического управления, обоснования управленческих решений в сфере логистики и оценки рисков связанных с логистической деятельностью, планирования и контроля материальных и сопутствующих ему потоков. Курсовая работа должна доказать, что студент овладел теоретическими знаниями по соответствующей дисциплине и практикой использования своих знаний в условиях производства; умеет использовать литературные и Интернет источники, делать обобщения и выводы, пользоваться экономико-математическими методами, анализировать фактическое состояние деятельности предприятия и его подразделений; осуществлять планировочные, организационные, мотивационные и контролирующие функции в пределах своей компетенции. В процессе выполнения курсовой работы при постановке и решении определенных задач студент должен: - уметь использовать нормативные документы: законы, постановления, приказы, инструкции, принятые органами законодательной и исполнительной власти; - выявить умения и навыки применения теоретических положений научных дисциплин; - уметь использовать современные методы анализа хозяйственной деятельности предприятия и проводить экономические расчеты; - учитывать последние достижения экономических, технических и социальных наук, передовой опыт предприятий и уметь обосновать эффективность их внедрения; - уметь убедительно и логично формулировать свои мысли; - уметь самостоятельно разрабатывать рекомендации и формулировать организационно-аналитические выводы. Полученные практические умения и навыки будут использоваться при прохождении практики, а также выполнении выпускной квалифицированной и магистерской работы.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Задачи курсовой работы зависит от ее темы, ориентации, специфики предмета и объекта исследования. Но, практически все они при условии комплексного решения, отражают способность студента как будущего специалиста в области управления логистикой. Содержание курсовой работы должно раскрывать поставленную цель и задачи учебного исследования. Материал необходимо излагать в соответствии с законами формальной логики: теория вопроса, характеристика объекта исследования, анализ состояния объекта, выявление резервов и разработка рекомендаций по их реализации. Главное требование – каждое мероприятие-рекомендация должен иметь тщательное формально-логическое и экономическое обоснование. Курсовую работу студенты дневной формы обучения должны выполнять на основе тщательного изучения и обобщения передового опыта хозяйствования, отраженного в литературных и Интернет источниках, обязательного использования статистических данных, приводимых в научной литературе, периодической литературе и статистических ежегодных изданиях. Эти данные можно использовать в общем анализе заданной темы, проблемы. Конкретный анализ должен выполняться на основе статистической отчетности конкретного предприятия. Если предприятие подобрать невозможно, то курсовая работа выполняется на условных данных, оформленных в виде задания на курсовую работу с подписью руководителя, назначенного кафедрой «Маркетинг и логистика». Студенты заочной формы обучения обязательно должны выполнять курсовую работу на материалах конкретного предприятия и как исключение (по согласованию с заведующим кафедрой или руководителем работы) на условных данных. Тема курсовой работы выбирается так, чтобы дать возможность будущему специалисту в комплексе решать вопросы совершенствования логистических процессов предприятия, организации и планирования логистической деятельности. Результаты аналитических расчетов, сопоставлений необходимо подать в форме рекомендаций, заключений и предложений, желательно подтверждаемых расчетом экономического эффекта. Рукописный вариант к защите не принимается. Работа подписывается студентом и проставляется дата ее окончания. Работа обязательно регистрируется методистом кафедры «Маркетинг и логистика» или методистом деканата заочного отделения экономического факультета. Работы, которые не были зарегистрированы, к защите не принимаются. Выполнение курсовой работы состоит из следующих этапов: 1. Выбор темы, определение ее цели, конкретных задач, предмета и объекта исследования. 2. Обсуждение темы и утверждения ее руководителем от кафедры. 3. Составление плана, выбор и изучение литературы по данной проблеме. 4. Сбор, обработка и анализ материалов по теме курсовой работы. 5. Написание и оформление курсовой работы. 6. Подготовка к защите и защита курсовой работы. Руководителей курсовых работ назначает кафедра маркетинга и логистики. Руководитель курсовой работы: ▪ согласовывает тему курсовой работы; ▪ выдает студенту задание к выполнению работы и утверждает план (содержание); ▪ проводит консультации, контролирует согласно утвержденного графика, сроки и качество выполнения отдельных разделов и работы в целом. Курсовая работа должна иметь соответствующую идейную направленность, творческий, системный подход к анализу на основе современных методов исследования, практическую значимость. 1.1. Место курсовой работы в системе формирования компетенций бакалавровУчебным планом подготовки бакалавров по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» (Профиль: Логистика) предусмотрено выполнение трех курсовых работ: 2 курс – 1 курсовая работа – по дисциплине «Экономика транспорта»; 3 курс – 2 курсовая работа – по дисциплинам «Транспортно-складская логистика» - 5 семестр, «Управление цепями поставок» - 6 семестр. Выполнение курсовой работы способствует формированию у обучающихся следующих компетенций, предусмотренных ГОС по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» (Профиль: Логистика). В результате защиты курсовых работ студент должен обладать следующими компетенциями: общекультурными компетенциями (ОК): способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1); способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3); способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9) Выпускник, освоивший программы бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК): владением навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности (ОПК-1); способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2); владением методами принятия решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций (ОПК-6); способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-7). Выпускник, освоивший программу бакалавриата с присвоением квалификации бакалавр, должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата: организационно-управленческая деятельность: владением навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности (ПК-3); способностью анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-5); способностью участвовать в управлении проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений (ПК-6); знанием современной системы управления качеством и обеспечения конкурентоспособности (ПК-7); способностью к обоснованию управленческих решений, а также применению конкретных способов и методов управления на основе глубокого понимания основных закономерностей развития управленческой мысли, течений, тенденций развития научных подходов к управлению, доказавших свою эффективность (ПК-8); информационно-аналитическая деятельность: способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли (ПК-9); владением навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления (ПК-10); умением моделировать бизнес-процессы и использовать методы реорганизации бизнес-процессов в практической деятельности организаций (ПК-11); умением анализа рыночных и специфических рисков для принятия управленческих решений, в том числе при принятии решений об инвестировании и финансировании (ПК-13); предпринимательская: способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели (ПК-15); владением навыками бизнес-планирования создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов) (ПК-16); владением навыками координации предпринимательской деятельности в целях обеспечения согласованности выполнения бизнес-плана всеми участниками (ПК-17). Дополнительными компетенциями вузовской части ОП, ориентированными на профиль «Логистика»: способностью ставить и решать задачи логистической оптимизации управления материальными и сопутствующими потоками, интеграции логистических процессов в функциональных областях логистики (ПК-18); умением разрабатывать системы управления запасами (ПК-19); способностью формулировать требования к транспорту, к системам хранения и складской обработки грузов, к информационным системам, обеспечивающим продвижение товаров, и принимать решения по их выбору (ПК-20); способностью организовывать, планировать операционную логистическую деятельность в цепях поставок (операции транспортировки, складской грузопереработки, таможенного оформления, информационной поддержки и т.п.) (ПК-21); способностью принимать решения по логистическому сервису (ПК-22); умением анализировать логистические процессы, процессы обслуживания потребителей и управления логистическими издержками (ПК-23); способностью проектирования логистических систем, включающих процессы управления транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов от производителя к потребителям в соответствии с его интересами и требованиями (ПК-24); умением применять методы и средства принятия оптимизационных управленческих решений в функциональных областях логистики (логистики снабжения, логистики производства, логистики распределения, реверсивной логистики) (ПК-25); умением решать локальные, общие и глобальные логистические задачи (ПК-26); способностью участвовать в разработке логистической стратегии компании, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-27); владением средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования логистических систем и цепей поставок (ПК-28).
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Важным моментом в написании курсовой работы является выбор темы. Этот выбор должен быть осознанным и взвешенным, учитывать индивидуальные способности и научные интересы студента, а также возможность продолжения предыдущих исследований: курсовых работ, рефератов, сообщений на научных студенческих семинарах, конференциях. При выборе темы следует учитывать возможность использования соответствующей статистической информации, сбор фактического материала на конкретном предприятии и наличие собственных наработок. Студенты дневного отделения выбирают тему из числа предложенных тем, представленных в данных методических рекомендациях. Вместе с руководителем название темы корректируется и согласовывается с объектом исследования. Тема может быть предложена и самим студентом, но обязательно согласована с руководителем работы. Студенты заочной формы обучения выбор темы курсовой работы осуществляют с учетом направлений своей практической деятельности, возможностей использования статистической отчетности предприятий и организаций, где они работают, но в соответствии с тематикой, предложенной кафедрой. Студент заочной формы обучения также может предложить тему самостоятельно, но согласованное с руководителем курсовой работы. На предварительную проработку литературы должно отводиться 2-3 недели. Следующим этапом работы является разработка на основе ознакомления с основной литературой рабочего проекта (плана) курсовой работы, который обязательно должен быть согласован с руководителем. План курсовой работы должен отражать основную логику работы, раскрывать ее содержание. Курсовая работа должна состоять из введения, двух-четырех разделов, разделенных на параграфы, заключения и списка используемой при написании работы литературы. Поиск дополнительной литературы, фактического материала осуществляется студентом самостоятельно, успех этого этапа зависит от инициативности студента, его умения пользоваться электронными библиотечными каталогами, Интернетом, и т.п. В процессе подбора литературы студенту полезно создавать собственную библиогра-фию, в которой по каждому использованному источнику последовательно указываются: автор(ы), название книги (статьи), название издательства (для статей название периодического издания или сборника статей), год издания (для журнальных статей также указывается номер журнала). Работа по подбору литературы предполагает необходимые консультации с научным руководителем, обязательное согласование с ним всего списка подобранной литературы, а также обсуждение проработанного материала. После того, как тщательно изучена собранная по теме литература, возможны, с обязательным согласованием с руководителем, некоторые изменения первоначального варианта плана курсовой работы. В процессе работы для студентов при необходимости проводятся групповые или индивидуальные консультации.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
После выбора темы студент составляет план курсовой работы и согласовывает его с руководителем, назначенным кафедрой «Маркетинг и логистика». План темы стоит разрабатывать после предварительного ознакомления с литературными и Интернет источниками по изучаемой проблеме и определение возможностей сбора исходных данных. Курсовая работа состоит из вступления, трех разделов, выводов, списка использованных источников и приложений. Каждый раздел делится на три подраздела. Во введении речь идет об актуальности темы, определяются цель и задачи курсовой работы, предмета и объекта, описываются применяемые в работе методы исследования. В конце вступления указывается объем курсовой работы, количество рисунков и таблиц, использованных источников. В первом разделе излагаются теоретические, методологические и методические вопросы, касающиеся темы курсовой работы. Не следует компилировать литературные источники. Необходимо изучить теоретические подходы различных авторов к исследуемой проблеме, законы, инструктивно-нормативную литературу. Стоит высказать свое мнение по изучаемым вопросам, показать их практическое значение. Во втором разделе приводится производственно-экономическая характеристика предприятия и выполняется экономический анализ его логистической деятельности за последние три года. В первом параграфе этого раздела представляют подробную характеристику объекта исследования. Необходимо показать номенклатуру продукции, работ, услуг, выполняемых предприятием в натуральном и стоимостном выражении. В следующих подразделах выполняется анализ показателей, соответствующих теме курсовой работы. Целесообразно аналитические разработки иллюстрировать диаграммами, графиками, схемами. Третий раздел содержит рекомендации по устранению недостатков в работе предприятия, использование выявленных резервов. Предложения по совершенствованию деятельности предприятия должны быть конкретными и обоснованными, с соответствующими расчетами экономического эффекта и эффективности. В выводе излагаются основные аналитические результаты выполненной работы и рекомендации по усовершенствованию деятельности предприятия с указанием экономической эффективности предложенных мероприятий. Курсовые работы описательного, теоретического характера, не содержат расчетов и экономических обоснований к защите не принимаются.
4. ИЗЛОЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Собранный, изученный и отработанный материал по теме курсовой работы необходимо согласовать с предварительно составленным планом. Введение следует писать после окончания работы. Само название «Введение» показывает, что пользователь, прочитал этот раздел работы, может сделать выводы о целесообразности, или нецелесообразности дальнейшего чтения. Это подчеркивает важность информации, которую должен содержать вступление. Таким образом, вступление раскрывает сущность и состояние научной проблемы (задачи), ее значимость для национальной экономики, экономики региона и предприятия. Во введении представляется обоснование актуальности темы и целесообразности выполнения работы для развития соответствующей отрасли науки или производства. Актуальность надо раскрывать несколькими предложениями (3-4). Надо избегать многословия, когда исчезают главная сущность и важность проблемы. Далее определяются цель и задачи исследования на основе анализа источников и постановки актуальности темы. Теоретической анализ показывает проблемы, которые еще не решены и которые из них будут представлены в составе цели. Цель курсовой работы должна содержать информацию относительно конечного результата исследования, поэтому начинать формулировку цели целесообразно такими фразами, как «Разработка рекомендаций и предложений по...», или «Обоснование направлений совершенствования...». Цель раскрывается перечнем задач, которые решаются в работе. Объект исследования — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения на примере конкретного предприятия. Предмет исследования конкретизирует проблемную ситуацию в границах объекта и подлежит непосредственному изучению в работе. Таким образом, объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частичное. Методологическая основа и методы исследования. Методологическая основа раскрывает перечень законов и принципов, согласно которым выполняется исследование. Это могут быть законы и принципы диалектической логики, положения классической экономической теории, концепции ведущих ученых по проблематике исследуемого. Перечень методов исследования представляют в связи с содержанием работы, коротко и содержательно определяя, что именно исследовалось тем или другим методом. Информационная база исследования отражает те или иные особенности информации, которая использовалась, перечень источников информации. Объем введения не должен превышать 3 страниц. При изложении материала курсовой работы помимо обоснования актуальности выбранной темы, раскрытие теоретического значения вопросов, рассматриваемых в курсовой работе, необходимо сделать анализ фактического материала, что позволяет выявить финансово-экономические проблемы предприятия, наметить и обосновать пути их решения. Таблицы и расчеты должны сопровождаться выводами. Каждый параграф и раздел завершаются краткими выводами. Нельзя оставлять параграф «незакрытым», то есть он не должен заканчиваться таблицей, перечислением каких-либо фактов. Необходимо главные идеи и результаты обобщить и представить в форме выводов. В работе нецелесообразны повторения, избыточное цитирование. На использованные в работе иллюстрации, цитаты, таблицы следует ссылаться на источники, причем ссылаться можно только на официально опубликованные литературные источники, которые имеют соответствующие данные: автор, издательство, год издания, подается в библиографическом описании использованных источников в конце курсовой работы. В курсовой работе в конце каждого раздела необходимо сделать краткие выводы (не выделяя их в отдельный пункт), а затем на их основе формируется заключение по работе, но они не должны совпадать. В заключении логически последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, к которым пришел студент в результате исследования. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок. В заключении должны отражаться основные выводы по теории вопроса, по проведенному анализу и всем предлагаемым направлениям совершенствования проблемы с оценкой их эффективности по конкретному объекту исследования (заключение не должно превышать 4-5 страниц). В конце курсовой работы приводится библиографический список, а затем - приложения. Библиографический список должен содержать не менее 35 источников, использованных при выполнении курсовой работы, (не менее половины из которых изданы не ранее 5 лет от момента защиты). В качестве источников информации для написания курсовой работы могут выступать учебники, учебные пособия, монографии, периодическая литература, законодательные и нормативные акты, сборники научных статей и материалов конференций, зарубежные источники, материалы официальных сайтов Интернета. Курсовая работа должна быть выполнена литературно и технически грамотно, тщательно вычитанная и соответствовать правилам оформления. Правила составления и оформления списка приведены в разделе 5. Приложение. В приложение рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной курсовой работой, которые по каким-либо признакам не могут быть включены в основную часть. Обычно это вспомогательный материал, который не рассчитан или не разработан лично автором, или носит промежуточный характер. К вспомогательному материалу относятся промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, инструкции, методики, иллюстрации вспомогательного характера, заполненные формы отчетности и других документов, регистров учета. Если приложений больше десяти, их следует объединить по видам: промежуточные математические расчеты, результаты испытаний, финансово-статистическая отчетность предприятия и т.д. Требования к оформлению приложений приведены в разделе 5. Курсовые работы описательного, теоретического характера, не содержат расчетов и экономических обоснований к защите не принимаются.
5. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Завершенную и оформленную надлежащим образом работу подписывает студент и научный руководитель на титульном листе (Приложение А).
5.1. Общие требования Курсовая работа должна иметь объем 40-45 страниц текста в компьютерном наборе. Стиль работы должен быть научным, четким, без лирических и эмоциональных отступлений, орфографических и грамматических ошибок. Последовательность изложения материала должна быть логичной. При использовании материалов из литературных источников необходимо правильно их оформлять. Недопустимо без ссылок цитирование материалов из источников литературы и Интернета. Ответственность за это несет автор работы, а ее руководитель должен указать на это в случае обнаружения. Текст курсовой работы должен быть выполнен с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой односортной бумаги формата А4 (210х297мм). При компьютерном наборе текста следует использовать текстовый редактор Word со следующими параметрами: шрифт – Times New Roman Cyr; размер шрифта – 14; выравнивание текста – по ширине; междустрочный интервал – полуторный; отступ для первой строки абзаца – 1,25 см (абзац должен быть одинаковым по всей работе); размер полей: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм; переносы не применяются. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах. Качество напечатанного текста и оформления иллюстраций, таблиц должно удовлетворять требованию их четкого воспроизведения. При оформлении курсовой работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и чёткость изображения по всей работе. В тексте должны быть четкие линии, буквы, цифры и знаки. Не должно быть помарок, перечеркивания, сокращения слов, за исключением общепринятых. В работе не рекомендуется применять местоимение «я» и глаголы в первом лице, мысли необходимо излагать так, чтобы было видно, где излагаются мысли автора работы, а где других авторов. Например, «автор считает», «по мнению автора» и т.д. В тексте курсовой работы разрешается употреблять аббревиатуры. Применять аббревиатуры можно только после разъяснения их значений. Разъяснение достаточно дать один раз, при первом употреблении, сначала записывается полная расшифровка аббревиатуры, а затем в круглых скобках записывается аббревиатура.
5.2. Выделение заголовков, разделов и подразделов и их размещение Каждый раздел (оглавление, введение, раздел, заключение, список литературы) начинаются с новой страницы. Заголовки структурных элементов работы следует располагать в середине строки (выравнивание по центру) без абзацного отступа, без точки в конце заголовка. Текст заголовка необходимо печатать прописными буквами, набирать полужирным шрифтом (14 кг), без подчеркивания. Если заголовок состоит из нескольких предложений, их разделяют точками. Перенос слов по слогам в заголовках не допускается. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей работы и обозначаться арабскими цифрами, например: Раздел 1, Раздел 2. Номер параграфа включает номер главы, отделенный точкой, например 1.1, 1.2, 1.3 и т. д. Например: РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ЛОГИСТИКИ 1.1 Сущность и задачи распределительной логистики 1.2 Роль и особенности распределительной логистики на предприятии
После титульного листа помещается оглавление, оформленное по установленному образцу (Приложение). Оглавление включает: введение, наименования всех разделов, пунктов (если они имеют наименования), основной части, заключение, список использованных источников и приложения с указанием начальных номеров страниц. Рекомендуется использовать возможности текстового редактора Word по созданию автоматического оглавления. Образец оформления оглавления приведен в Приложении 3. Все разделы (главы) и подразделы (параграфы) должны быть озаглавлены и пронумерованы арабскими цифрами, с указанием номеров страниц, с которых начинается материал. Названия глав не должны повторять название темы всей работы, а названия параграфов – названия глав. Формулировки названий глав и параграфов в оглавлении должны точно соответствовать заголовкам в тексте работы.
5.3. Правила представления иллюстраций и таблиц Таблица - это перечень сведений, числовых данных, приведенных в определенную систему и разнесенных по графам. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным и кратким. Ширина таблицы не должна превышать ширину полосы текста. При необходимости таблицы можно располагать в альбомном формате. Слово «Таблица» перед самой таблицей форматируется следующим образом: с прописной буквы, курсивом, ориентирование по правому краю, после номера ставится точка. Таблицы в тексте нумеруют:
Таблица 1.
Таблица 2.3. После номера таблицы дается ее название, которое форматируется жирным шрифтом, по центру страницы, без точки в конце, например:
Таблица 2.2. Сравнение традиционного снабжения и логистического снабжения
Таблицы предпочтительно делать без «разрывов», не допускается отрыв шапки от основной части таблицы. В таблицах выпускной квалификационной работы допускается минимальный шрифт - 12 кегля и одинарный межстрочный интервал. К таблицам, находящимся в Приложении, особых требований не предъявляется, но важно, чтобы они были «читаемыми». Разрабатываемый студентом иллюстративный материл: графики, схемы, диаграммы и др. - представляется на рисунках с соответствующими названиями. Название рисунка форматируется следующим образом: расположение под рисунком, с прописной буквы, ориентация по центру страницы, шрифт жирный, без точки в конце, например:
Рис. 1. Кругооборот денежных средств, вложенных в оборотные активы Слова в названии таблиц и рисунков переносить и сокращать нельзя. Допустимо сокращение слов «Таблица» и «Рисунок в следующем виде: «Табл. ___», «Рис. _______». Таблицу или рисунок размещают в зависимости от их размеров:
Таблицы большого размера размещают на нескольких страницах. В этом случае графы таблицы нумеруют. При продолжении на следующей странице повторяют не названия таблиц, а только нумерацию их граф. При переносе таблицы на следующую страницу над ней нужно добавить слова «Продолжение Таблицы ...». Такие таблицы большого размера рекомендуется давать в Приложении. Некоторые из них, лучше всего иллюстрирующие сущность решаемых задач и выводы, к которым пришел автор, представляются государственной аттестационной комиссии на защите выпускной квалификационной работы в виде отдельных распечаток с одновременным показом их на экране. При построении графиков по осям координат вводятся соответствующие показатели, буквенные обозначения которых выносятся на концы координатных осей, фиксируемые стрелками. Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишутся сокращенно и без знака №, например: рис. 1, табл. 2, с. 34.
5.4. Правила ссылок и цитирования на использованные источники Библиографическая ссылка - это библиографическое описание источника цитат, заимствований, а также произведений печати, законодательных актов и нормативно-методических документов. Правила оформления ссылок и сносок регламентируется ГОСТ Р 7.0.5.-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». Различают подстрочные (вынесенные из текста вниз полосы документа (в сноску) и затекстовые (вынесенные за текст документа) ссылки. Подстрочные ссылки - это ссылки, располагающиеся внизу страницы, под строками основного текста в очерченном колонтитуле. Форматирование сносок: шрифт Times New Roman, размер шрифта - 10; выравнивание - по ширине; межстрочный интервал - одинарный. Затекстовые библиографические ссылки заключаются в квадратные скобки и содержат порядковый номер библиографической записи в списке литературы, который приводится в конце работы, например: [26]. Если ссылку приводят на конкретный фрагмент документа, то цитируемый фрагмент заключается в кавычки, а затем в квадратных скобках помимо порядкового номера источника цитирования указывают и страницы, на которых помещен объект ссылки, например: [2, с. 123-124] [13, с. 45]. При оформлении ссылок на положения нормативных правовых актов в квадратных скобках вместо номера страницы указывается номер соответствующей статьи (пункта) документа с обозначением символа «ст.» («п.»). Если первоисточник по какой-либо причине недоступен, то разрешается воспользоваться цитатой, опубликованной в другом издании. В этом случае в начале ссылки приводят слова «Цит. по» (цитируется по), с указанием источника заимствования.
5.5.Оформление библиографического списка Правильное оформление списка литературы по ГОСТу является одной важнейших задач написания курсовой и дипломной работы. Требования к данному разделу имеют чёткую регламентацию в соответствующих нормативных актах. Список использованных источников и литературы должен быть оформлен в соответствие с правилами указанными в: Приказе Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 апреля 2008 г. № 95-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу». Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»; ГОСТ 7.1-2003. № 332-ст «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», введенным Постановлением Госстандарта РФ от 25 ноября 2003 года. Иерархия источников списка литературы: 1. Нормативно-правовые акты. 2. Материалы практики. 3. Литература и периодические издания. 4. Литература на иностранных языках. 5. Интернет источники.
Информация, размещенная в Интернете, является электронным ресурсом удаленного доступа и может также использоваться при составлении списка литературы. Важно помнить, что сами по себе Интернет-ресурсы источниками не являются. Источником являются те материалы, которые размещены в Интернете.
5.6. Оформление приложений Приложение - заключительная часть работы, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы. Оно размещается после основного текста. По содержанию приложения могут быть очень разнообразны: копии подлинных документов, выдержки из отчётных материалов, статистические материалы, отдельные положения из инструкций и правил, проекты разработанных студентом локальных документов и т.д. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты, оперограммы, технологические маршрутные карты и др. Автор работы вправе по своему усмотрению приложить к ней те материалы, которые, как он считает, являются иллюстрацией содержащихся в ней выводов и положений. Приложения отделяются от основного текста работы чистым листом бумага, посредине которого по центру прописными буквами написано слово ПРИЛОЖЕНИЕ в форме единственного числа. Слово печатается без кавычек и без точки в конце. Каждое приложение начинается с новой страницы, имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами, и печатается прописными буквами, полужирным шрифтом в правом верхнем углу листа: ПРИЛОЖЕНИЕ 1; ПРИЛОЖЕНИЕ 2 и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Приложение должно иметь тематический заголовок, который размещается с новой строки по центру листа, с прописной буквы. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри», оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме. Отражение приложения в оглавлении работы делается в виде самостоятельной рубрики с полным названием каждого приложения. В приложение не включается список использованной литературы, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата работы, помогающими пользоваться ее основным текстом.
6. ОЦЕНКА И ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Процесс подготовки курсовой работы к защите начинается после ее технического оформления и включает рассмотрение курсовой работы руководителем, процедуру защиты курсовой работы, оценку и оформление результатов защиты работы. Выполненная и подписанная студентом работа вместе с бланком рецензии руководителя подается на кафедру (студентами дневного отделения), в деканат заочного отделения (студентами безотрывной формы обучения). Курсовая работа представляется в деловой папке или в переплетенном виде не позднее, чем за 10 дней до защиты. Работа регистрируется и передается руководителю для проверки. Срок рецензирования составляет 7-10 дней. Руководитель работы составляет рецензию в письменной форме, где отражает актуальность выбранной темы, степень раскрытия задач, соответствие содержания работы общей цели, степень наличия собственной точки зрения студента по данной проблематике, умение пользоваться методами научного исследования, степень обоснования выводов и рекомендаций. Если в результате проверки обнаружены существенные ошибки, низкое качество или не полный объем работы, она возвращается студенту для переработки. Замечания руководителя в письменной форме передаются студенту, а на титульном листе в этом случае ставится надпись «на переработку», указывается дата проверки и подпись. В качестве типичных ошибок при написании курсовой работы и ее оформлении можно выделить: - низкий теоретический уровень работы, наличие устаревших нормативно- правовых положений; - отсутствие анализа статистических данных или недостаточном анализ; - излишняя теоретическая направленность работы; - плагиат, лишние повторения, противоречия, большие цитаты; - неправильное оформление. Наличие указанных недостатков является основанием для недопуска курсовой работы к защите и возвращении ее на доработку. При соответствии курсовой работы требованиям действующих методических рекомендаций руководителем делается запись о допуске курсовой работы к защите на титульном листе с собственной подписью и указанием даты принятия этого решения. Для защиты курсовой работы к ней прилагается рецензия руководителя (приложение Б). Курсовую работу защищают перед комиссией кафедры, к которой подается: 1) курсовая работа, зарегистрирована методистом; 2) рецензия руководителя на курсовую работу студента; 3) зачетная книжка (индивидуальный учебный план) студента. Если курсовая работа не отвечает существующим требованиям, а также в случае несвоевременной подачи ее на кафедру без уважительных причин, работа к защите не допускается. 6.1. Критерии оценивания курсовой работы
Защита курсовой работы осуществляется устно. Руководитель спрашивает студента за темой исследования: уточняет научные позиции студента, отдельные проблемы, очерченные в работе, определение экономической сущности терминов. Вопросы касаются сущности исследовательской проблемы, актуальности исследования, методов исследования, его предмета и объекта, теоретической обоснованности и практической достоверности выводов и рекомендаций. Курсовая работа оценивается от 90-100 баллов «отлично», если: - полностью соответствует требованиям действующих методических рекомендаций; - выполнен на высоком практическом уровне; - содержит элементы самостоятельного исследования; - свидетельствует о доскональное владение современными методами исследования и компьютерных технологий; - во время защиты студент продемонстрировал глубокое понимание проблем темы, дал квалифицированные ответы на все поставленные вопросы. Курсовая работа оценивается от 80-89 баллов «хорошо», если: - удовлетворяет не менее трем требованиям к оценке «отлично»; - во время защиты студент показал достаточное понимание проблем темы, владение материалом и дал квалифицированные ответы на большинство вопросов. Курсовая работа оценивается от 75-79 баллов «хорошо», если: - удовлетворяет не менее двум требованиям к оценке «отлично»; - во время защиты студент показал достаточное понимание проблем темы индивидуально задание, владение материалом и дал квалифицированные ответы на большинство вопросов. Курсовая работа оценивается от 70-74 «удовлетворительно» баллов при наличии следующих признаков: - по содержанию работа, в основном, соответствует требованиям; - теоретические вопросы в основном раскрыты; - во время защиты студент охарактеризовал основные положения работы, но не всегда правильно отвечал на вопросы; - на достаточном уровне выполнено индивидуальное задание. Курсовая работа оценивается от 60-69 баллов «удовлетворительно» при наличии следующих признаков: - по содержанию работа, в основном, соответствует требованиям; - теоретические вопросы в основном раскрыты; - во время защиты студент охарактеризовал основные положения работы, но не всегда правильно отвечал на заданные вопросы. Курсовая работа оценивается от 35-59 «неудовлетворительно» баллов, если: - не отвечает большинству требований; - содержание темы индивидуального задания не раскрыто; - имеются элементы плагиата; - работа выполнена на старой нормативно-правовой и аналитической базе; - во время защиты студент не выявил знания основных положений работы. Курсовая робота оценивается от 0-34 баллов «неудовлетворительно», если: - не отвечает предъявленным требованиям; - индивидуальное задание не раскрыто; - имеются элементы плагиата; - работа выполнена на старой нормативно-правовой и аналитической базе; - во время защиты студент не ответил на вопросы. Оценка выставляется в зачетную книжку (индивидуальный учебный план студента) и в ведомость защиты курсовых работ. После этого курсовые работы сдаются руководителем на кафедру, а ведомость в деканат. На титульном листе должны быть подписи членов комиссии. Зарегистрированная курсовая работа, по которой состоялась защита, вместе с рецензией научного руководителя, передается на хранение в архив факультета.
Оценка учебных достижений студентов
Студент, не защитивший курсовую работу в установленный срок, не имеет допуска к экзамену по соответствующей дисциплине.
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА ТРАНСПОРТА» 7.1. Цель и задачи курсовой работы Целью курсовой работы является систематизация и углубление знаний по дисциплине «Экономика транспорта», а также овладение методикой планирования деятельности АТП в условиях рыночной экономики. Исходя из главной цели основными задачами курсовой работы являются: - приобретение студентами практических навыков применения различных методов в плановых расчетах; - определение потребности клиентуры и населения в перевозках грузов и пассажиров; - определение потребности предприятия в трудовых и финансовых ресурсах; - выбор и оценка рационального варианта плана организации.
7.2. Организация выполнения и оформления курсовой работы Курсовая работа выполняется студентами самостоятельно на заключительном этапе изучения дисциплины «Экономика транспорта» в соответствии с данными методическими указаниями. На начальном этапе разработки студент получает исходные данные для формирования и оценки деятельности грузового АТП. Исходные данные выдаются студенту в форме таблиц с конкретными показателями по видам подвижного состава и их возможностям. При выполнении расчетов студент обращается как к теоретическим основам дисциплины, так и нормативно-справочному материалу по конкретным видам перевозок и подвижному составу: нормы, нормативы, коэффициенты, цены и др., которые указаны в рекомендуемой литературе. После проведения всех расчетов показателей по разделам студентом делаются общие выводы.
7.3. Структура курсовой работы Структура курсовой работы состоит из отдельных взаимосвязанных и логически дополняющих друг друга разделов. Работа начинается с введения, в котором отражается целевое назначение и актуальность планирования деятельности АТП в условиях рынка, дается характеристика исходных материалов. Содержание структурных разделов: 1. Договорные обязательства - основа разработки плана АТП в рыночных условиях. 2. Основные производственные показатели по эксплуатации подвижного состава. 2.1. Определение производительности подвижного состава. 2.2. Определение потребности в новом подвижном составе. 2.3. Расчеты объемных показателей транспортного производства 2.4. Производственный план и показатели по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава. 3. Определение потребности в материально - технических ресурсах 4. Расчет потребности в трудовых ресурсах 5. Расчет себестоимости перевозок 6. Определение и расчет показателей доходности. 7. Формирование и распределение прибыли. 8. Общие выводы.
1. Договорные обязательства - Основа разработки плана АТП в рыночных условиях Договорные обязательства по перевозкам грузов характеризуются объемами перевозок различных видов грузов - сдельными перевозками или авточасами в наряде - почасовые перевозки. Все данные заносятся в специальную таблицу (табл. 1).
Таблица 1 Договорные обязательства
В ходе разработки плана перевозок рассчитывается грузооборот по видам груза / видам сообщения / и в целом по АТП. Расчет грузооборота осуществляется по следующей формуле:
где Р: - грузооборот по j-му виду груза / сообщения /, тыс.ткм. Оj - обьем перевозок j-го вида груза /по 1-му виду сообщения/тыс.т. lcj - среднее расстояние перевозки j-го виде груза, км. По всем видам перевозок при заполнении таблицы 1 осуществляется обоснованный выбор подвижного состава. Правильность выбора типов и марок подвижного состава в конкретных условиях перевозок определяют такие показатели, как наибольшая производительность, наименьшая себестоимость перевозок, высокая скорость доставки грузов, наименьшие капиталовложения и срок их окупаемости.
2.Основные производственные показатели по эксплуатации подвижного состава
2.1. Определение производительности подвижного состава Производительность подвижного состава рассчитывается по видам перевозок по каждой марке подвижного состава в следующей последовательности:
1. По грузовым сдельным перевозкам определяется число ездок автомобиля с грузом: где пі - число ездок автомобиля і -й марки с грузом, ед. Т нj- средняя продолжительность пребывания автомобиля в наряде i-й марки, ч., Vtі - средняя техническая скорость движения автомобиля і-й марки, км\ч; l ri- средняя длина ездки с грузом автомобиля i-й марки; - коэффициент использования пробега автомобиля i-й марки, - среднее время простоя автомобиля i-й марки под погрузкой и разгрузкой, ч.
2. По всем видам грузовых перевозок рассчитывается среднесуточная производительность подвижного состава (Wc ): для грузовых сдельных (маршрутных) перевозок для грузовых почасовых перевозок где gi - средняя грузоподъемность единицы подвижного состава i -й марки, т.; - коэффициент использования грузоподъемности автомобиля i-й марки.
3. По всем видам перевозок рассчитывается годовая производительность одного автомобиля i -й марки, (Wai):
где Дк - число календарных дней, ед; - коэффиицент выпуска автомобилей i-й марки на линию.
2.2. Определение потребности в новом подвижном составе Потребность в новом подвижном составе определяется с учетом договорных обязательств, выбранных марок, имеющихся в наличии количества автомобилей и их производительности, получаемой расчетным путем. При этом сначала определяется потребное для выполнения договорных обязательств количество автомобилей (Асп), а затем - потребное поступление новых автомобилей (Ап). Расчет потребного количества автомобилей осуществляется раздельно для автомобилей, снятых с производства и выпускаемых автомобильной промышленностью. Методика расчета: 1. По всем видам перевозок рассчитывается среднесписочное количество автомобилей (Ассі): где Ані - наличие автомобилей і-й марки на начало планируемого периода, ед.; Аві - количество автомобилей і-й марки, подлежащих выбытию (списанию, передаче) ед.; АДві - автомобиле-дни нахождения в АТП выбывающих автомобилей і-й марки, ед.;
АДві = 45 * Ав1і + 136 А2і + 227* Ав3і + 319 * Ав4і, где Ав1і, Ав2і, Ав3і, Ав4і - количество автомобилей і-й марки, выбывающих соответственно в 1,2,3 и 4 кварталах планируемого года; ед.
2. По каждому договорному обязательству определяется возможный объем перевозок (возможные автомобиле-часы в наряде). где - возможный объем сдельных перевозок грузов по і-му договорному обязательству, тыс.т.; АЧ нвj - возможные автомобиле-часы в наряде по грузовым почасовым перевозкам по і-му договорному обязательству.
3. По каждому виду перевозок уточняются потребные для выполнения договорных обязательств обьемы перевозок грузов (автомобиле-часы в наряде): Для грузовых сдельных перевозок
Для грузовых почасовых перевозок где Опj - потребный объем перевозки грузов по j-му договорному обязательству на i -х автомобилях, тыс.т.; Ач нпj; АЧ нj - автомобиле-часы в наряде по j-му договорному обязательству, соответственно по i -м автомобилям, тыс.ч.
При соотношении договорных и возможных обьемов перевозок (автомобиле-часах в наряде) могут возникнуть три ситуации: а) Qд =Qв - не требует корректировки; б) Qд < Qв - необходимо откорректировать договорной объем (т.к. выявлен резерв) отразить в выводах; в) Qд > Qв - необходимо откорректировать провозные возможности. В случае, если данная ситуация имеет место при осуществлении грузовых почасовых на автомобилях, снятых с производства, то определяется остаток Qд = Qд - Qв и оставшаяся часть программы добавляется к перевозкам, выполняемыми автомобилями другой марки. Для перевозок выполняемых на автомобилях, выпускаемых промышленностью, в этом случае рассчитывается потребное для выполнения договорных обязательств количество автомобилей с учетом добавленной программы. Если АТП выполняет грузовые сдельные или автобусные маршрутные перевозки эта же ситуация требует несколько отличного решения. Оставшаяся часть программы делится на «новую» годовую производительность подвижного состава, выбранного для перевозок данного вида груза или работы на данном маршруте. С этой целью необходимо отдельно рассчитать изменившееся число ездок (рейсов), суточную и годовую производительность подвижного состава. В результате проведения предложенных расчетов будет определено потребное количество автомобилей для выполнения оставшейся части программы. В работе разрешается пренебречь полученной структурой, используемых на маршруте, марок автомобилей или автобусов (основная группа + дополнительная), и все расчеты вести по основной ((большой по численности) группе, принимая за списочное число общую сумму автомобилей Ас = Асc + Асп. 4.По каждому виду перевозок, с учетом осуществленного ранее выбора марки автомобилей, рассчитываются потребное для выполнения договорных обязательств количество автомобилей, выпускаемых автомобильной промышленностью (Асп): Для грузовых сдельных перевозок
Для грузовых почасовых перевозок
Кроме потребного количества автомобилей по маркам, рассчитывается общее количество автомобилей в целом по АТП для выполнения договорных обязательств (Ас):
По каждому виду перевозок рассчитывается потребное количество новых автомобилей (потребное поступление), выпускаемых промышленностью: Апj = Аспj - Accj где Апj - потребное поступление автомобилей i-й марки, ед.
Полученная информация используется при заключении договоров с заводами, производящими автомобили на поставку подвижного состава и при заключении договоров аренды. Результаты раздела отразить в выводах.
2.3. Расчет объемных показателей производства К числу объемных показателей производственной программы по эксплуатации подвижного состава следует относить: - общую грузоподъемность (вместимость) парка подвижного состава; - автомобиле-дни нахождения подвижного состава в АТП, - автомобиле - дни нахождения подвижного состава в эксплуатации; - автомобиле - часы в наряде; - автомобиле - часы в движении; - общий пробег подвижного состава; - пробег с грузом (с пассажирами, платный); - возможные тонно-километры (пассажиро-километры). Объемные показатели производственной программы рассчитываются по маркам подвижного состава и в целом по АТП в следующей последовательности: 1. Определяется общая грузоподъемность (вместимость) парка подвижного состава (qоб) 2. Рассчитываются автомобиле-дни нахождения подвижного состава в объединении (АДх) 3.Осуществляется расчет автомобиле-дней нахождения подвижного состава в эксплуатации (АДp) 4. Определяются автомобиле-часы в наряде (АЧн) 5. Автомобиле-часы в движении рассчитываются только по грузовым сдельным перевозкам 6. Определяется общий пробег подвижного состава (L) 7. Определяется пробег с грузом (Lг) 8.Рассчитываются возможные тонно-километры После определения обьемных показателей производственной программы по эксплуатации подвижного состава рассчитывается средний уровень технико-эксплуатационных показателей (q, αв, Тн, Vт, Vэ, , и др.) и оформляется итоговая таблица (табл.2). Таблица 2 Основные показатели производственной программы
Полный перечень показателей зависит от осуществляемого вида автомобильных перевозок. Для АТП, осуществляющих грузовые или автобусные перевозки по часовому тарифу, не рассчитываются такие показатели, как автомобиле-часы в движении, возможные тонно-километры.
2.4. Производственный план и показатели по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава
Производственная программа по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава разрабатывается на основе объемных показателей производственной программы по эксплуатации подвижного состава и рассчитывается в следующем порядке: 1) определяется количество капитальных ремонтов и технических обслуживании №1 и №2 и ежедневных; 2) рассчитывается трудоемкость технических обслуживании и текущих ремонтов. Все расчеты осуществляются по маркам подвижного состава и в целом по АТП на основании действующих норм межремонтных пробегов, нормативов удельной трудоемкости и коэффициентов корректировки, установленных действующим положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. Количество капитальных ремонтов рассчитывается: где Nki - нормативный пробег до первого капитального ремонта (между двумя капитальными ремонтами) автомобиля i-й марки; k1 - коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации (условия эксплуатации определяются студентом); k2 - коэффициент, учитывающий модификацию подвижного состава; k3 - коэффициент, учитывающий климатические условия.
С учетом рассчитанного количества капитальных ремонтов определяется плановое количество технических и ежедневных обслуживании:
Плановая трудоемкость технических воздействий определяется по формулам: Для ТО-2 Для ТО-1 Для ЕО
Для текущего ремонта где Кс - коэффициент, учитывающий сопутствующий ремонт, Кс= 1,15, К4 - коэффициент, учитывающий пробег подвижного состава с начала эксплуатации, К =1 К5 - коэффициент, учитывающий размер и оснащенность АТП.
Общая трудоемкость всех технических воздействий определяется в результате суммирования рассчитанных выше трудоемкостей: Трудоемкость вспомогательных работ принимается в пределах 30% от трудоемкости технических воздействий: Твci = 0,3 * Т; Твс =
Результаты расчетов по техническому обслуживанию и ремонту заносятся в табл.3
Таблица 3 Производственный план и показатели по ТО и ремонту подвижного состава
3. Определение потребности в материально-технических ресурсах Производственная программа АТП по эксплуатации подвижного состава должна быть обеспечена необходимыми материально - техническими ресурсами. Исходными данными для расчета потребности в ресурсах являются планируемые данные о пробеге и транспортной работе подвижного состава в разрезе используемых марок и действующие нормы расхода материальных ресурсов. Потребность в материально - технических ресурсах рассчитывается: 1. Определяется потребность в топливе. Общая потребность в топливе складывается из основной и дополнительной. При определении основной потребности учитываются вид осуществляемых перевозок, тип и марка подвижного состава/ Расчеты ведутся по следующим формулам: Для бортовых автомобилей и автопоездов, осуществляющих грузовые сдельные перевозки где Рti - нормативный расход топлива автомобиля i-й марки, л., или куб.метры; Li - пробег автомобиля i-й марки или автопоезда, км.; Hsaпi - норма расхода топлива на пробег автопоезда. Hsaпi = Hsi + Hgi * Gпрi, л./100 км или куб.м \100 км (где Hgi- норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л\100 т.км. или куб.м/100 т.км.); Hsi - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля i-й марки л\100 км или куб.м\ 100 км; Нwi - норма расхода топлива на транспортную работу, л\100 т.км. или куб.м\100 т.км; Wi- обьем транспортной работы, ткм; (Wi = Gгрi * Lгрi, где Gгрi - масса груза, Lгрi - пробег с грузом) Gпр - собственная масса прицепа или полуприцепа, т.; D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение ) к норме в процентах. Для самосвалов, осуществляющих грузовые сдельные перевозки где Нsапci - норма расхода топлива самосвального автопоезда i-й марки л\100 км.; (Нsапci = Нsi + Нwi (Gпpi + 0,5qi), л\100км; Нsi - базовая норма расхода топлива автомобиля-самосвала с учетом транспортной работы, л\100 км.; Li - пробег автомобиля или автопоезда, км; Нwi- норма расхода топлива на транспортную работу и на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л\100 т.км или куб.м\100км.; Нzi - дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом автомобиля - самосвала, л.; Zi - количество ездок с грузом за смену; Gпрi - собственная масса прицепа, полуприцепа, т; qi – грузоподъемность прецепа.
При определении дополнительной потребности топлива учитывается увеличение расхода топлива на внутригаражные нужды, который принимается равным 0,5% от основного расхода топлива с учетом надбавки на зимний период. Тогда общая потребность в топливе будет определяться как сумма основной и дополнительной потребности топлива исходя из видов перевозок, типов и марок подвижного состава. Для АТП в целом расход топлива составит (Рт\об) 2. Рассчитывается потребность АТП в смазочных и обтирочных материалах. Потребность АТП в смазочных материалах определяют исходя из установленных нормативов расхода по каждому виду смазки. Используемые при этом нормы расхода установлены из расчета на каждые 100 л топлива. Расчеты осуществляются по следующим формулам:
где Рмі, Рм - расход моторного масла, л.; Ртмі, Ртм - расход трансмиссионного масла, л.; Рспі, Рсп -расход специального масла, л.; Рплі, Рпл - расход пластичных смазок, кг.; Нмі - действующая норма расхода моторного масла, л.; Нтмі - действующая норма расхода трансмиссионного масла .л.; Нспі- действующая норма расхода специального масла, л.; Нплі - действующая норма расхода пластичных смазок, кг..
Потребность АТП в обтирочных материалах определяется следующим образом: 3. Определяется потребное количество шин (Nш). Расчет осуществляется по следующим формулам где ni - - количество шин на автомобиле (автопоезде) i-й марки без учета запасного, ед.; Lші- нормативный пробег шин до списания на автомобиле і-й марки, тыс.км.; Kmi- коэффициент перепробега шин, Kmi- = 2,15.
4.Рассчитывается потребность в материалах для ТО и ремонта автомобиля или автопоезда и запасных частях (в стоимостном выражении). Расчеты осуществляются по следующим формулам:
где Рмі , Рм - расход материалов для ТО и ТР автомобилей, руб.; Рзчі, Рзч- расход запасных частей для ремонта автомобилей, руб.; Нмі- норма расхода материалов для автомобиля -й марки, руб.; Нзчі- норма расхода запасных частей для автомобиля і-й марки; Lін- пробег новых автомобилей і-й марки, тыс.км. Lід- пробег автомобилей і-й марки, прошедших замену двигателя, тыс.км.; Lіп - пробег автомобиля і-й марки, прошедшего капитальный ремонт, тыс.км. Соотношение новых автомобилей, прошедших замену двигателя и капитальный ремонт, устанавливается студентом самостоятельно. Результаты расчетов потребности в материально - технических ресурсах заносится в таблицу 4. Таблица 4 Потребность в материально-технических ресурсах
4. Расчет потребности в трудовых ресурсах В рассматриваемом разделе определяются потребные численность персонала и фонд оплаты труда. Расчеты осуществляются по категориям работающих в целом по АТП на основе: * обьемных показателей производственной программы по эксплуатации подвижного состава; * производственной программы по ТО и ТР подвижного состава; * действующих нормативов, расценок, тарифных ставок. Определение потребной численности работающих осуществляется независимо от вида перевозок, выполняемых АТП. При этом рассчитывается потребное количество водителей, ремонтных и обслуживающих рабочих, специалистов и служащих. Расчет численности водителей, ремонтных и обслуживающих рабочих непосредственно начинается с расчета годового фонда рабочего времени (Ф)
Ф = (Дк-Дв-Дп-Дот-Дб-Дг)**tрд, где Дв - количество выходных дней в году, Дп - количество праздничных дней в году; Дот - число дней отпуска, Дб - число дней болезни (не более 10 дней в году), Дг - число дней выполнения гособязанностей (принимается в пределах 1-2 дней); tрд - средняя продолжительность рабочего дня, ч.
Определение потребной численности водителей определяется следующим образом: где Фр - годовой фонд рабочего времени одного водителя, ч; Jв - индекс роста производительности труда водителей (1,1,... 1,25 ).
Расчет потребной численности ремонтных рабочих ( Np) расчитывается по следующим формулам:
где Фр - годовой фонд рабочего времени одного ремонтного рабочего; Jр - индекс роста производительности труда ремонтных рабочих (1,1.,. ...1,25 ).
Численность обслуживающих рабочих ( Nоб ) рассчитывается аналогично: где Nоб - годовой фонд рабочего времени одного обслуживающего рабочего; Jоб - индекс роста производительности труда обслуживающих рабочих (1,1,... 1,25 ).
Потребное количество специалистов и служащих (Nc) определяется по основным службам и отделам АТП в соответствии с действующий методикой, с учетом среднесписочного количества автомобилей, коэффициента выпуска их на линию, времени в наряде, численности водителей, ремонтных и обслуживающих рабочих. После определения потребного количества специалистов и служащих составляется штатное расписание по форме табл. 5.
Таблица 5 Штатное расписание управленческого аппарата
По результатам расчета численности работающих по категориям определяется общая численность работников АТП (N): Расчет фонда оплаты труда водителей осуществляется с учетом вида перевозок, выполняемых АТП. В тех случаях, когда АТП осуществляет грузовые сдельные перевозки, расчет фонда оплаты труда водителей (ФОТв) производится по следующим формулам: где Кд - коэффициент доплат, Кд = 1,2; Кп - коэффициент премий, Кп = 1,8; Кдз - коэффициент, учитывающий дополнительную оплату труда за неотработанное время; Rti, Rtkmi - действующие сдельные расценки соответственно за тонну и тонно-километр, выполняемые на автомобиле i-й марки. Расценка за тонну и тонно - километр рассчитывается по формулам: где tп-р- время простоя под погрузкой и разгрузкой; (1 + 2,5/60) - дополнительное время простоя; qi - грузоподъемность i-й марки автомобиля; aчас- часовая тарифная ставка водителя по сетке. где амин - тарифная ставка водителя за минуту амин = ачас / 60; Vр - расчетная скорость (22 км\ч). где Др - число рабочих дней в году. В остальных случаях фонд оплаты труда водителей рассчитывается следующим образом: где ачi - действующая часовая тарифная ставка водителя на автомобиле i-й марки; ПВв - прочие выплаты водителям
Для грузовых и почасовых перевозок коэффициенты доплат принимаются соответственно на уровне 1,1 и 1,6. Расчет фонда оплаты труда ремонтных рабочих по всем видам перевозок осуществляется по формулам: где ПВр - прочие выплаты ремонтным рабочим; Кд - коэффициент доплат, Кд = 1,2; Кпр - коэффициент премий, Кп = 1,5; ач\с - часовая тарифная ставка ремонтного рабочего среднего разряда.
Средняя тарифная ставка для ремонтных рабочих рассчитывается по формуле: ач\с = ач\м + (ач\б + ач\м ) * ( Чф - Чм )
где ач\м - часовая тарифная ставка ремонтного рабочего меньшего разряда; ач\б - часовая тарифная ставка ремонтного рабочего большего разряда; Чф - разряд фактический (средний); Чм - разряд меньший.
Фонд оплаты труда обслуживающих рабочих рассчитывается следующим образом: где СЗоб - средняя заработная плата одного обслуживающего рабочего; ПВоб - прочие выплаты обслуживающим рабочим.
Фонд оплаты труда специалистов и служащих рассчитывается в целом по АТП: ФОТс = Nc * СЗс * 12 + ПВс, Где СЗс - среднемесячная заработная плата одного специалиста (служащего); ПВс - прочие выплаты специалистам и служащим
Суммарный фонд оплаты труда ( ФОТ) в целом по АТП определяется формулой: ФОТ = ФОТв + ФОТр + ФОТоб + ФОТс.
Кроме суммарного фонда оплаты труда рассчитывается средняя величина оплаты труда одного рабочего (номинальная заработная плата) с учетом прочих выплат ( СЗн): Результаты расчетов заносятся в табл.6. Таблица 6 Потребность в трудовых ресурсах
5. Расчет себестоимости автомобильных перевозок Себестоимость автомобильных перевозок определяется по статьям и элементам затрат по маркам и в целом по АТП из расчета на соответственную единицу транспортной продукции. Такой единицей для грузовых сдельных перевозок является 1 тонна перевезенного груза, для грузовых почасовых перевозок - 1 час. Расчеты осуществляются в следующей последовательности: 1. Определяются затраты на оплату труда водителей (Сфот): (они берутся равными значению фонда оплаты труда водителей из табл.6) 2. Определяется величина отчислений на социальные нужды (Ссс): а) Единый социальный налог (ЕСН) от ФОТ водителей, включающие отчисления в: - пенсионный фонд - фонд обязательного медицинского страхования, - фонд социального страхования б) страхование от травматизма (ФСС) в размере 1,1 % от ФОТ водителей 3. Определяются затраты на топливо: где Цti - цена 1 л. топлива для автомобиля 1 -й марки. 4.Определяется стоимость смазочных и прочих эксплуатационных материалов. где Цм, Цтм, Цеп, Цп, Цоб - действующие цены за 1 литр (1кг) соответственно моторного, трансмиссионного, специального масла, пластичных смазок, обтирочных материалов. 5.Определяются затраты на износ и ремонт шин: где Нші - норма затрат на износ и ремонт шин автомобиля і-й марки из расчета на 1000 км.пробега, в % от стоимости комплекта (камера + покрышка), руб; Кш - коэффициент перепробега одной покрышки до списания /Кш=1,15). Затраты на износ и ремонт шин для автомобилей с прицепным составом определяются по формуле: где псші - число собственных шин автомобиля і-й марки; п пш - число шин прицепа (полуприцепа) і -й марки.
6. Определяются затраты на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава. где Кс - коэффициент, учитывающий отчисления на социальные нужды.
7. Рассчитывается сумма амортизационных отчислений на полное восстановление подвижного состава, исчисленная исходя из их балансовой стоимости и утвержденных в установленном порядке норм амортизационных отчислений в соответствии с законодательством. где Спсі - балансовая стоимость подвижного состава і-й марки, Намі - норма амортизационных отчислений; Ті - срок полезного использования автомобиля і-й марки.
8. Накладные расходы (Снр) включает определение следующих статей затрат: а) затраты на содержание аппарата управления, включающие основную и дополнительную заработную плату АУП (ФОТ специалистов и служащих из табл.6). б) отчисления на социальные нужды (ЕСН в размере 35,6% от ФОТ, страхование от травматизма ФСС в размере 1,1% от ФОТ) в) командировочные расходы (в соответствии с нормами) г) оплата услуг ( величина определяется студентом самостоятельно) д) арендная плата (величина определяется студентом самостоятельно) е) обязательное и добровольной страхование (норма) ж) оплата услуг банка по операциям (в соответствии с договором) з) компенсация за использование личных автомобилей в служебных целях (норма) и) представительские расходы (норма) к) расходы на рекламу (норма) л) затраты на подготовку кадров (норма) м) проценты по долговым обязательствам (в соответствии с юридическим планом) н) дорожные сборы и прочие расходы на иностранной территории о) налоги (в соответствии с действующим законодательством на момент их исчисления) п) прочие (услуги связи, канцел.расходы, хоз.расходы) р) амортизация зданий, сооружений, оборудования и т.д.
9. Рассчитывается общая сумма затрат: 10. Определяется себестоимость единицы (10, 100 единиц) транспортной продукции по статьям затрат и в целом по АТП: 11. Рассчитывается себестоимость по элементам затрат в целом по АТП: а) затраты живого труда (Сфот, Ссс) где Д - доход АТП, руб. б) амортизационные отчисления (Сам)
где На(пр) - средняя норма амортизационных отчислений по прочим основным фондам (здания, сооружения, оборудование ), На(пр) = 2,5 %; Ку - норматив удельных капиталовложений (исходная информация), руб.
в) материальные и приравненные к ним затраты (См): 12. Рассчитывается себестоимость перевозок в целом по АТП из расчета на 1 руб. дохода: Результаты расчетов по определению себестоимости перевозок оформляются в виде табл.7 Таблица 7 Смета затрат и калькуляции себестоимости
13. определяется величина производственных запасов. Производственные запасы состоят из: •производственных запасов основных ПЗосн, • производственных запасов малоценных и быстроизнашивающихся материалов ПЗмбп: ПЗмбп = Ас * Нсмбп, где Нсмбп - нормативная стоимость МБП, • производственных запасов спецодежды ПЗспецод.: ПЗспец.од. = ( Np+ Nобс ) * Нспец.од., где Нспец.од. - нормативная стоимость спецодежды.
Производственные запасы основные планируются в днях и рассчитываются в стоимостном выражении, они включают в себя запасы топлива, смазочных и прочих эксплуатационных материалов, запасы шин, материалов и запасных частей. ПЗосн = ПЗт + ПЗсм + ПЗш + ПЗм + ПЗзч. расчет основных производственных запасов осуществляется по формулам: - годовые затраты по і-му виду ресурса, руб.; - дневной расход і -го вида ресурса по АТП, руб.; - планируемый период: Днт = 6... 10 дней, Днсм = 30 дней, Днм = 30...35 дней, Днш = 40...45 дней, Дзч = 85...90 дней.
6. Определение и расчет показателей доходности Расчет доходов производится в зависимости от вида осуществляемых АТП перевозок на основе договорных обязательств. Для АТП осуществляющих грузовые сдельные перевозки, величина доходов (Д) определяется по следующим формулам: где Qij - обьем перевозок j-го вида груза на автомобилях i-й марки, т.; fт - договорной тариф за 1 т j -го вида груза, руб\т.
Договорной тариф может быть рассчитан следующим образом: fт = Sт * (1 + r) * Кн, Sт - себестоимость перевозки 1 т j-го вида груза; r- рентабельность (уровень выбирается студентом самостоятельно); Кн - налоговые отчисления (в соответствии с законодательством). В тех случаях, когда АТП осуществляет почасовые перевозки, величина доходов определяется следующим образом: где fадi - тариф за автомобиле - день для i-й марки, руб. fадi = Sадi * (1 + r) * Кн, где Sадi - себестоимость автомобиле-дня для i-й марки, руб.
Sадi =Si *Тні.
7. Формирование и распределение прибыли С учетом рассчитанной суммы доходов определяется величина прибыли от перевозок. 1. Определяется прибыль от продаж / Ппр /: Ппр = Дн-Сн, где Дн - доходы / нетто/ от продажи транспортных услуг /за минусом косвенных налогов/, Сн - себестоимость /нетто/ от продажи транспортных услуг / за минусом косвенных налогов/ 2. Определяется прибыль до налогооблажения (Пно): Пно = Ппр + Соп + Свн, где Соп - сальдо операционных доходов и расходов, Свн - сальдо внереализационных доходов и расходов. 3. Определяется прибыль от обычной деятельности / Поб /: Поб = Пно - Нпр, где Нпр - налог на прибыль и другие обязательные платежи 4. Определяется чистая прибыль / Пч /: Пч = Поб + Счр, где Счр - сальдо чрезвычайных доходов и расходов 5. Распределение прибыли: Чистая прибыль распределяется в следующей последовательности: А) возмещение кредита Б) если предусмотрено уставом создание фондов специального назначения (фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд) В) остаток чистой прибыли после соответствующих направлений ее использования у предприятия остается в виде нераспределенной прибыли 6. Кроме прибыли на АТП обязательно рассчитывается рентабельность (Р): Р = Ппр : С 7.На основании проведенных плановых расчетов делаются выводы о целесообразности деятельности АТП.
7.4. Тематика курсовых работ по дисциплине "Экономика транспорта" Индивидуализация курсовой работы обеспечивается разнообразием задач. Меняющиеся параметры: вид автотранспортного предприятия, технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава, система оплаты труда водителей, накладные расходы% в полной себестоимости, уровень рентабельности перевозок%. Индивидуализированные варианты курсовой работы представлены в Приложении 1. Курсовая работа выполняется студентами самостоятельно на заключительном этапе изучения дисциплины «Экономика транспорта» в соответствии с индивидуальным заданием. На начальном этапе разработки студент получает исходные данные для формирования и оценки деятельности АТП. Выходные данные даются студенту в форме таблиц с конкретными показателями по видам подвижного состава и их возможностям. При выполнении расчетов студент обращается как к теоретическим основам дисциплины, так и нормативно-справочных материалов по конкретным видам перевозок и подвижному составу: нормы, нормативы, коэффициенты, цены и др., которые указаны в рекомендованной литературе. После проведения всех расчетов показателей по разделам студентом делаются общие выводы. Приложение 1 Індивидуальные задания по курсовой роботе «Экономика транспорта»
Продолжение таблицы 7.1
Продолжение таблицы 7.1
Продолжение таблицы 7.1
Продолжение таблицы 7.1
Продолжение таблицы 7.1
Вариант задания выдается преподавателем или выбирается самостоятельно по порядковому номеру в списке группы. Студенты заочной формы обучения выбирают номер задания по порядковому номеру в списке потока.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основы логистики и управления цепями поставок
Логистика складирования
Экономические основы логистики и управления цепями поставок
Дополнительная литература (по всем дисциплинам)
|