Написание контрольных, курсовых, дипломных работ, выполнение задач, тестов, бизнес-планов
Главная \ Методичні вказівки \ Методические указания и информация \ Безопасность жизнедеятельности в техносфере

Безопасность жизнедеятельности в техносфере

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

Институт гражданской защиты

Кафедра безопасности жизнедеятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

по подготовке и защите выпускных квалификационных работ

для студентов, обучающихся по программам бакалавров профилей 20.03.01.01а, 20.03.01.01п

«Безопасность жизнедеятельности в техносфере»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск 2015

 

ББК 68.991

М 54

 

Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом УдГУ

 

Рецензент: к.т.н., доцент Перминов Н.А.

 

 

 

Составители:

Ю.В. Иванов, А.В. Попков, С.В. Метлушин, В.И. Шалаев,   А.Г. Яковлев

 

Методические рекомендации по подготовке и защите

выпускных квалификационных работ для студентов, обучающихся по программам бакалавров профилей 20.03.01.01а, 20.03.01.01п «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» / сост. Ю.В. Иванов, А.В. Попков, С.В. Метлушин, В.И. Шалаев, А.Г. Яковлев. Ижевск, 2015. - 60 с.

 

 

Рекомендации предназначены для  студентов, обучающихся по программам бакалавров и научных руководителей выпускных квалификационных работ по профилям 20.03.01.01а, 20.03.01.01п «Безопасность жизнедеятельности в техносфере».

 

 

                                                                             ББК 68.991

 

 

© Ю.В. Иванов, А.В. Попков, С.В. Метлушин, В.И. Шалаев, А.Г. Яковлев,  2015

© ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», 2015

Введение

 

Рекомендации составлены в соответствии с Положением о государственной итоговой аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2009 г., приказ №723), приказ УдГУ от 29.12.2012 № 1471/01-04 «О введении «Порядка организации и проведения итоговой государственной аттестации выпускников по программам подготовки бакалавров и специалистов в соответствии с ФГОС».

 

Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника высшего учебного заведения к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

 

Настоящие рекомендации призваны помочь выпускникам в выборе актуальной темы исследования для выпускной квалификационной работы (ВКР). Помогут правильно поставить цели и задачи исследования, дадут практические рекомендации по информационному и научному поиску, формулированию полученных результатов, оформлению работы и подготовке её презентации к защите в государственной экзаменационной комиссии (ГЭК).

 

 

 

 

 

 

 

I. Общие положения

 

  1. Выпускная квалификационная работа (ВКР) является заключительным и обязательным этапом обучения студента в вузе. При выполнении и защите ВКР выпускник демонстрирует уровень своей профессиональной подготовки в соответствии с компетенциями (ОК-5, ПК-8).

 

  1. Цели ВКР:

 

  • систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний студента;
  • углубленное изучение одного из разделов знаний
    (в соответствии с темой работы);
  •  развитие навыков применения компьютерных технологий;
  •  овладение студентом методикой самостоятельного исследования при решении конкретных научных, практических и профессиональных проблем.

 

  1. ВКР должна отвечать следующим требованиям:
  • представлять самостоятельное исследование некоторых актуальных вопросов,  в области избранной студентом специальности;
  • являться итоговым творческим отчетом студента о теоретических и практических знаниях, умениях и навыках, полученных за годы обучения на кафедре безопасности жизнедеятельности;
  • тема ВКР, её цели и задачи должны быть тесно связаны с решением вопросов исследования;
  • отражать способность студента теоретически осмысливать актуальные задачи в области профессиональной деятельности, умение пользоваться современными методами изучения исследуемых явлений;
  • иметь четкую структуру, завершенность, отвечать требованиям логичного, последовательного изложения материала, обоснованности сделанных выводов и рекомендаций;
  • иметь расчетно-аналитическую часть (с соответствующими аналитическими таблицами, графиками, диаграммами и т.п.);
  • обладать технической новизной и практической значимостью;
  • отражать высокую научную добросовестность, достоверность данных и объективность автора.

 

1.4 Студент должен продемонстрировать глубокие знания по предмету исследования и на конкретном материале при решении научных, практических и профессиональных задач.

 

  1. ВКР является работой студента, на основании которой государственная экзаменационная комиссия (ГЭК) решает вопрос о присвоении студенту квалификации бакалавра по направлению «Техносферная безопасность»  профиля      «Безопасность жизнедеятельности в техносфере».

 

 

II. Виды выпускных квалификационных работ

 

Многофункциональность профессиональной деятельности бакалавра профиля «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» предопределяет тематическое и структурное многообразие выпускных квалификационных работ, которые могут выполняться как в форме выпускного квалификационного проекта, так и в форме выпускной квалификационной  работы:

- выпускная квалификационная работа (ВКР) представляет собой теоретическое и экспериментальное исследование одной из актуальных проблем по профилю. Оформляется в виде текстуальной части с приложением расчетов, графиков, таблиц, чертежей, карт, схем.

 

- выпускной квалификационный проект (ВКП) - это решение конкретной инженерной задачи по профилю. Выполняется и оформляется в виде чертежей и пояснительной записки. К проекту могут прилагаться расчетно-графические материалы, программные продукты, рабочие макеты, материалы научных исследований и другие материалы, разработанные студентами.

 

Выпускные квалификационные проекты, в зависимости от требований к проектированию и содержанию, могут быть двух видов: конструкторский (технический) проект и проект, имеющий вид исследовательской работы:

      

       проект, имеющий вид технического (конструкторского) проекта заданного объекта, должен содержать пояснительную записку и графическую часть, оформляемыми в соответствии с требованиями единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

 

Вид проекта указывается в задании на ВКП.

 

Выпускные проекты студентов, обучающихся по профилю «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» направлены на:

- выбор и обоснование систем защиты человека и среды обитания применительно к отдельным производствам и предприятиям на основе известных методов и аппаратов;

- выполнение расчетов,  связанных с выбором режимов функционирования систем и отдельных устройств, согласованием режимов работы аппаратов и оптимизацией рабочих параметров;

- конструкторские разработки новых видов систем защиты человека и среды обитания;

 

- выполнение расчетов и оформление соответствующей проектно-конструкторской документации.

 

   

    ВКР может иметь следующий характер.

 

Научно-исследовательский:

 

- проведение анализа негативных факторов современного производства, технических систем и определение зон повышенного техногенного риска в производственной среде;

- воздействие антропогенных факторов и стихийных явлений на промышленные объекты и окружающую среду;

- развития новых методов повышения надежности и устойчивости технических объектов, локализации и ликвидации последствий аварий и катастроф.

 

Организационно-управленческий:

 

- организация деятельности по охране среды обитания предприятий, территориально-производственных комплексов и регионов;

- организация деятельности предприятий и региона в чрезвычайных условиях;

- разработка и анализ технико-экономической эффективности мероприятий, направленных на повышение безопасности и экологичности производства, а также их организация и проведение;

- анализ законов, нормативных актов и нормативно-технической документации по вопросам безопасности жизнедеятельности;

- организация и проведение обучения рабочих, служащих и руководящих кадров в области безопасности жизнедеятельности.

 

 

  III. Выбор темы выпускной квалификационной работы

 

Выпускное квалификационное проектирование по профилям 20.03.01.01а, 20.03.01.01п «Безопасность жизнедеятельности в техносфере»  проводится по следующим темам:

 

1. Негативные факторы современного производства и их воздействие на человека и окружающую среду.

2. Риск. Зоны повышенного риска  в технических системах производственной среды.

3. Надежность и устойчивость технических объектов в ЧС различного характера.

4. Системы защиты человека, природной среды от опасностей в техносфере.

5. Производственная безопасность как система организационных мероприятий и технических средств для снижения травматизма и смертности на производстве.

6. Охрана труда как система обеспечения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Система управления охраной труда на предприятии (СУОТ).

 

Выбор темы ВКР осуществляется студентом самостоятельно в соответствии с  ФГОС ВПО по профилю подготовки.

При выборе темы студент руководствуется: своими научными интересами, определявшими тематику его рефератов и научных докладов, актуальностью темы, ее практической значимостью, интересами предприятия, на примере и базе которого пишется выпускной проект (работа), возможностью использования в работе конкретного фактического материала, собранного в период прохождения практики.

 

IV. Структура выпускной квалификационной работы

 

Выпускной проект (работа) состоит из двух частей:
пояснительной записки и комплекта демонстрационных
материалов (иллюстративный материал).

 

Пояснительная записка должна раскрывать творческий замысел проекта, включать расчеты, описание проведенных исследований, анализ результатов, выводы и рекомендации. В пояснительную записку включаются иллюстрации, графики, эскизы, диаграммы, таблицы, расчеты и т.д.

Пояснительная записка должна отражать результаты самостоятельной работы выпускника, полученные при выполнении квалификационной работы.

 

Примерная структура пояснительной записки с ориентировочным объемом каждой из ее частей и разделов имеет вид:

  1. Титульный лист.
  2. Содержание
  3. Аннотация выпускного проекта (краткое содержание ВКР)
  4. Введение
  5. Разделы:

- обзор литературы по теме ВКР;

- методы и методики, используемые при подготовке ВКР;

- полученные экспериментальные данные  исследования (результаты расчетов и обследования технологии на предприятии, описание авторских организационных и инженерно-технических разработок);

-  технико-экономическое обоснование предложенного решения;

  1. Выводы по разделам
  2. Заключение.
  3. Литература.
  4. Приложения.

 

К каждой работе прилагается отзыв руководителя на выполненную работу.

 

Образец титульного листа приведен в Приложении 2. В Аннотации представить краткое изложение работы.

 

Во Введении обосновывается выбор темы, характеризуется ее актуальность и практическая значимость, выделяются цели и задачи ВКР. Здесь же оговаривается объект исследования, круг исследуемых вопросов, обозначается фактический материал, на котором строится исследование.

 

Задачи ВКР формируются:

       

           Анализ источников литературы по теме ВКР;

          исследование состояния условий труда, защиты населения и территорий, пожарной или промышленной безопасности и пр.) на … (название объекта);

          оценить (рассчитать) риски, последствия прогнозируемых аварий (ЧС, катастроф, стихийных бедствий);

          разработать организационно-технические решения по улучшению условий труда, предупреждению и ликвидации ЧС, локализации аварий, снижению ущерба и пр. и обосновать их.

 

Содержание разделов ВКР:

 

- первый раздел, носит теоретический (методологический) характер. В нем освещается история исследуемого вопроса, существующий в литературе дискуссионный материал,  рассмотрена законодательная и нормативная база.

 

При осмыслении источников литературы студент должен не только пересказать имеющиеся в литературе точки зрения, но и обозначить и аргументировать свою позицию по рассматриваемому вопросу. Высказывания авторов (цитаты) следует приводить полностью, без сокращений, с соответствующими ссылками на источник литературы(порядковый номер автора в квадратных скобках списка литературы [ ]).

 

Анализ          нормативно правовой базы проводится в следующей последовательности:

- согласно Конституции РФ «каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены» (Глава _.Ст. _). Деятельность по обеспечению данного права регламентируется Законами (реквизиты с цитатами: Закон РФ «Трудовой кодекс российской федерации....», «Пожарной безопасности...», «Промышленной безопасности»…т.д.);

- в соответствии с указанными законами Президент РФ (Правительство РФ) издал(и) приказ, постановили) следующее (реквизиты и цитаты из текста документов);

- для исполнения данных распоряжений министерства и ведомства (наименования) разработали и утвердили Положение о новой структуре (название структуры), которая была создана (дата), разработали проекты нормативных документов (РД, ГОСТ, СНиП, ПБ, а также методические указания и рекомендации);

- деятельность новой структуры (новых документов) направлена на упорядочение деятельности предприятий и организаций в области (описывается род деятельности). В ходе приведения в соответствии с новыми требованиями разработаны локальные акты (паспорта безопасности, технические регламенты, декларации соответствия, планы эвакуации, инструкции и пр.) и проведены мероприятия (описывается суть и результат мероприятий;.

 - анализ локальных актов (комплекса мероприятий) показал (описание недостатков, недочетов,...).

 

Второй раздел является базовой частью пояснительной записки.

Целесообразно разбить его на подразделы:

  1. Исследование объекта (характеризует студента, как специалиста, способного грамотно проводить инженерное обследование самого объекта, технологии,…и т.д.);
  2. Расчет критериев опасностей (в нем студент проводит идентификацию опасностей, сценариев аварий и проводит количественную оценку прогнозируемой обстановки);

2.3. Осуществляемые организационно-технические решения по предотвращению и ликвидации аварий, катастроф, по снижению ущерба от стихийных бедствий (тем самым студент демонстрирует навыки инженера в области защиты в чрезвычайных ситуациях).

Если выпускная квалификационная работа посвящена теоретическим вопросам, то упор делается на освещение используемых на практике методов и принципов, служащих основой теоретических разработок, предлагаемых выпускником. При этом недопустимо простое пересказывание инструкций, специальной литературы, учебников. Выпускник должен творчески подойти к рассматриваемому вопросу и обосновать свою точку зрения.

 

Третий раздел содержит подробное описание предлагаемых решений, которые должны сопровождаться иллюстративным материалом (графики, диаграммы, расчеты и т.п.). Особое внимание следует уделить последствиям внедрения предложений студента в практику соответствующей деятельности, на изменение соответствующих показателей предприятия в сфере безопасности в случае принятия им решений, полученных студентом. Далее приведены примеры мероприятий, разрабатываемых при дипломном проектировании.

 

Четвертый раздел посвящен технико-экономическому обоснованию предложенных решений. Здесь проводится расчет необходимых средств для практической реализации проведенных исследований, в том числе, стоимость оборудования и производства работ, штатное расписание вновь создаваемой структуры, календарный план реализации предложений и т.д. В случае неопределенной стоимости мероприятий, заложенных в проекте, рассчитывается экономический эффект, достигаемый в результате их внедрения.

Раздел 3 и 4 можно объединить.

 

В Заключении кратко отразить этапы работы и полученные результаты, описать практические предложения содержащиеся в ВКР. В ней приветствуется сравнительный анализ предполагаемых затрат на реализацию проекта и предотвращенного ущерба.

 

 Отзыв научного руководителя  на ВКР прикладывается отдельно.

 

Общий объем ВКР, без приложений должен составлять не менее 50-60 страниц машинописного текста.

 

В основную часть ВКР, выполняемой в форме технического проекта по тематике производственной безопасности и охраны  труда рекомендуется  включать:

  1. «Проектирование промышленной площадки» предприятия (выполняется в соответствии с заданием на дипломное проектирование на основе материалов практик). Размещение промышленной площадки предприятия и источников выбросов на ней выполняется с учетом расположения селитебной территории по отношению к розе ветров. Определяются границы и размер санитарно- защитной зоны с учетом наиболее значимого фактора воздействия на окружающую среду на основании требований санитарных норм.

Предусматривается обустройство защитной зоны, благоустройство и озеленение свободной от застройки и дорог территории производственного объекта. Выбирается тип лесонасаждений (фильтрующие или изолирующие), ширина полос, породы деревьев и кустарников. Предусматривается функциональное зонирование территории промплощадки на производственную, административно-хозяйственную, транспортно-складскую, и вспомогательных объектов. Определяются места организованного и неорганизованного воздухозаборов для систем вентиляции. Длинные оси зданий и открытых площадок технологического оборудования, использующих вредные вещества должны быть параллельными преобладающему направлению ветра. Размещение производственных зданий и санитарные и противопожарные разрывы между ними должны соответствовать требованиям строительных норм и правил.

Предусматриваются транспортные коммуникации с допустимыми радиусами поворотов и закруглений с учетом проезда и подъезда пожарной техники. Предусматривается размещение коммуникаций внешнего противопожарного водоснабжения. Информация этого подраздела отображается на графическом листе, на котором размещаются розы ветров по скорости и направлению.

  1. В «Кратком описании технологии производства» приводятся данные   о технологических линиях, оборудовании, машинах и приспособлениях участвующих в технологическом процессе, используемом сырье и материалах, последовательность обработки, характеристика промежуточных продуктов, готовой продукции, промышленных отходов. На графическом чертеже отображается технологическая схема производственного процесса и, возможно, схематично, некоторые машины и аппараты, используемые в технологии.
  2. В разделе «Характеристика производственных помещений и рабочих мест» приводятся объемы и площади производственных помещений и площади рабочих мест, которые должны соответствовать требованиям строительных и санитарных норм и правил; приводится номенклатура и площади вспомогательных и санитарно-бытовых помещений, номенклатура и площади которых определяются исходя из списочного состава работающих на предприятии (в цехе) в зависимости от санитарной классификации производственных процессов. Привести компоновку помещений, технические решения по оборудованию и его размещению. Описываются условия труда в рабочей зоне одного из цехов или производственных помещений, возможное действие на здоровье работающих физических, химических, биологических, психофизиологических вредных и опасных производственных факторов (температура, влажность, скорость движения воздуха, наличие вредных химических веществ, аэрозолей, шум, вибрация, световую среду, неионизирующие электромагнитные поля, наличие потенциальные источников механических травм таких, как падение человека или предметов с высоты, движущихся и вращающихся частей машин и механизмов, транспортных средств, источники электрического тока, высокой температуры, могущие причинить травмы и ожоги и т.д.). На графическом листе отображается схема производственного помещения с размещением рабочих мест, транспортных коридоров, мест размещения сырьевых материалов или заготовок и готовой продукции, коммуникации подвода воды для хозпитьевого и пожарного водоснабжения, точки электроснабжения, воздухопроводы общей и средства местной вентиляции, схема расположения светильников, размещение средств пожаротушения.
  3. В разделе «Идентификация вредных и опасных производственных факторов профессии» описываются вредные и опасные производственные факторы в производственном помещении и на рабочих местах. Перечисляются источники образования вредных и опасных факторов, источники опасности. В содержании необходимо идентифицировать вредные и опасные производственные факторы, характерные для данной профессии или для группы профессий в цехе: - приводится характеристика источников вредных и опасных производственных факторов, создаваемых ими уровней воздействий на работающих[1]; - определяются показатели вероятности возникновения и серьезность последствий;  - производится оценка рисков в баллах. Для оценки риска при действии большинства вредных факторов (химических, биологических, виброакустических, микроклимата, световой среды, тяжести, напряженности труда и т.д.) необходимо воспользоваться источником, определив превышение показателей действующих вредных факторов над нормативными и класс опасности.  Если полученная категория оценки профессионального риска в баллах не является приемлемой, необходимо разработать организационные и инженерно-технические мероприятия по предотвращению действия вредных и опасных производственных факторов.
  4. Под заголовком «Технические и организационные мероприятия по проектированию безопасных условий труда» привести описание организационных и технических мероприятий по улучшению условий труда с указанием их эффективности. Определяется объем производственных помещений и площади рабочих мест: формируются соответствующие потенциальным вредным и опасным факторам и условиям рабочих мест организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, медико-профилактические мероприятия, обеспечивающие здоровые и безопасные условия труда; определяются гигиенические критерии и класс опасности действующих на человека факторов и соответствующие компенсационные надбавки к заработной плате[2]; при несоответствии параметров микроклимата в рабочей зоне требованиям стандартов и санитарных норм и правил, превышении содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоне необходимо разработать мероприятия по снижению выделения вредных веществ в воздух рабочей зоны или расчетом определить параметры общей и местной вентиляции, вытяжной, нагнетательной или нагнетательно-вытяжной, местные отсосы (вытяжные зонты, панели, камеры, аппараты для очистки воздуха в системах с рециркуляцией и др.),  разработать технические решения по конструкциям вентиляционных систем и устройств с размещением их в помещении; для случаев нестандартных ситуаций определить соответствующие индивидуальные средства защиты, привести их типы, дать подробную характеристику и показать эффективность средств: 

- выполняется расчет уровней звука производственного шума на рабочих местах. В случае превышения нормативов разрабатываются технические, организационные, архитектурно-строительные мероприятия, направленные на снижение уровней звука внутри помещений, на рабочих местах. Выполняется расчет соответствующих звукоизолирующих ограждений, кожухов, кабин, пультов управления, экранов, звукопоглощения с помощью облицовки ограждающих конструкций, применяемых штучных поглотителей, определяется эффективность абсорбционных, реактивных или комбинированных глушителей, приводится обоснование выбора индивидуальных средств защиты по их спектральным характеристикам.

- проектируется освещение естественное или искусственное производственного помещения и рабочих мест с расчетом освещенности .

- в случае превышения нормативов теплового излучения на рабочих местах произвести расчеты и спроектировать средства защиты от источников высокой температуры. Привести конструкцию и параметры средств защиты (теплоизоляция, теплозащитные экраны, воздушное душирование, СИЗ и др). Проанализировать возможности использования избыточного тепла для производственных нужд или отопления помещений, в случае целесообразности привести расчеты с техническими решениями - приводятся средства коллективной и индивидуальной защиты от опасных и вредных факторов с описанием области использования эффективности их действия, правил их содержания и обслуживания,

 

- приводится набор спецодежды для профессии для зимнего и летнего условий ее использования, сроков носки.

- эргономическое проектирование рекомендуется выполнять для рабочих мест операторов работающих за пультами управления, например главного машинного зала гидростанции, теплоэнергетической станции, прокатного стана, автоматизированных производственных процессов, для крановщиков, экскаваторщиков, машинистов транспортных устройств, и т.д.; эргономическое проектирование рабочих мест и трудового процесса ведется с учетом антропологических, физиологических, и психологических особенностей человека.

  1. В раздел «Профилактика пожаров и взрывов» рекомендуется включить:

- определение категорий помещений и зданий по взрывной и пожарной опасности;

- определение степени огнестойкости и предела распространения огня для строительных конструкций производственного помещения;

- разработать организационно-технические мероприятия по противо-пожарной профилактике.

  1. В раздел «Электробезопасность» рекомендуется включить:

 

- определение помещения по категории электроопасности;

- описание возможных несчастных случаев по причине контакта с токоведущими частями;

- рассчитать величину сопротивления заземления для защиты объекта ;

 - мероприятия по электробезопасности.

  1. Технико-экономическая эффективность проектных решений. В разделе оценивается технико-экономическая эффективность предлагаемых способов снижения или предотвращения действия на работающих вредных и опасных  производственных факторов. Задание на раздел выдается консультантом по разделу технико-экономической эффективности.

 

V. Научное руководство

 

5.1 Научный руководитель ВКР назначается приказом ректора по представлению выпускающей кафедры из числа профессоров, доцентов, опытных преподавателей ИГЗ. Руководителями могут быть также профессора и доценты других вузов, научные сотрудники и высококвалифицированные специалисты профильных организаций и предприятий. Назначение научного руководителя осуществляется одновременно с закреплением тем ВКР за студентом и оформляется одним приказом.

 

5.2 У одного руководителя могут быть одновременно не более 8 студентов-выпускников всех форм обучения. Смена научного руководителя допускается не позднее, чем за 3 месяца до защиты ВКР и оформляется приказом ректора.

 

5.3 Научный руководитель ВКР:

  • знакомит студентов-выпускников с требованиями, предъявляемыми к ВКР;
  • выдает задания на ВКР;
  • рекомендует студенту необходимую литературу, справочные материалы и другие источники по теме исследования;
  • проводит регулярные индивидуальные консультации;
  • проверяет и оценивает выполнение работы;
  • в отдельных случаях по согласованию с заведующим кафедрой организует студентам предзащиту ВКР;
  • консультирует выпускников по составлению текста выступления на защите ВКР;
  • пишет отзыв на подготовленную ВКР;
  • организует проверку ВКР через систему Антиплагиат.ру до предзащиты.

 

5.4 В отзыве научного руководителя на ВКР должны найти отражение следующие вопросы (Приложение 4):

  • актуальность и значимость поставленных в работе задач;
  • полнота использования фактического материала и источников;
  • наиболее удачно раскрытые аспекты темы;
  • уровень самостоятельности студента в принятии отдельных решений;
  • обоснованность выводов и ценность практических рекомендаций;
  • основные недостатки работы;
  • возможность допуска к защите.

 

5.5 В случае необходимости, по предложению научного руководителя, кафедра может приглашать консультантов по отдельным разделам ВКР за счет лимита времени, отведенного на руководство работой. В отдельных случаях в качестве консультанта может выступать заведующий кафедрой.

 

VI. Сбор, анализ и обобщение
материалов исследования

 

6.1  Планирование содержания выпускной

  квалификационной работы.

 

От продуманного, правильно составленного плана во многом зависит качество выпускной квалификационной работы. План служит основой в подготовке ВКР студентом-выпускником; помогает ему систематизировать научно-методический, научно-практический материал, обеспечить последовательность его изложения.

Студент разрабатывает с помощью научного руководителя  план выполнения ВКР с указанием очередности и сроков отдельных этапов работы по сбору материалов, изучение источников и литературы, написанию отдельных глав и разделов. В процессе работы план может уточняться: расширяться отдельные главы и параграфы, вводиться новые параграфы или сокращаться  другие с учетом собранного материала. Все изменения в плане должны быть согласованы с научным руководителем.

 

 

6.2 Сбор информации.

 

Работа с литературой должна начинаться еще в процессе выбора темы. Студент подбирает требуемую литературу самостоятельно и по рекомендации научного руководителя.

 

Статистическая и другая информация собирается с учетом задач, которые поставлены в работе. Основными ее источниками являются:

  • специальная литература – научные публикации (книги, статьи), которые могут подбираться студентом самостоятельно или быть рекомендованы научным руководителем;
  • публикации в специализированных периодических изданиях;
  • учебники и учебные пособия, указанные в списках литературы по программам дисциплин;
  • фактические данные о работе конкретных отечественных (и зарубежных) предприятий, организаций, учреждений.

Систематизация, анализ и обработка фактического материала предполагают широкое использование таблиц, диаграмм, графиков, схем, которые не только способствуют наглядности работы, но и раскрывают суть исследуемых явлений.

 

 

VII. Требования к оформлению ВКР

 

7.1 Требования к тексту ВКР

 

Изложение материала ВКР должно быть последовательным, логичным, конкретным, с опорой на результаты исследования.

ВКР должна быть написана на русском языке и выполнена в единой стилевой манере. Стиль изложения должен быть научным, предполагающим использование принятой в образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» терминологии. Предложения следует формулировать так, чтобы избежать их двусмысленного или противоречивого толкования, неопределенности понимания. Вместе с тем, не следует прибегать к искусственному усложнению текста, ложной наукообразности, за которой часто скрывается поверхностное содержание работы.

 

В тексте работы рекомендуется выделять законченную мысль в самостоятельный абзац.

 

Для обоснования сформулированных в работе положений, суждений, выдвигаемых гипотез, решения различных вопросов студенту допускается передача допускается передача чужого мнения в форме свободного изложения, либо цитирования специальных мест из опубликованных работ, статей и т.п., но с обязательной ссылкой на источник. Ссылки на источник информации ставятся после цитаты и оформляются арабскими цифрами, занесенными в квадратные скобки, с указанием номера источника в списке литературы (Например: В.И. Гинецинский, пишет: «ЦИТАТА». [2].).

 

Приводимые в тексте цитаты не должны быть громоздкими. Цитировать нужно только суть доказательства.

Категорически запрещается воспроизводить в ВКР фрагменты текстов, фактов, цитат, статистических данных из публикаций, документов без указания источника заимствования.

 

Выводы по каждой главе должны быть краткими, с конкретными данными о результатах.

 

Сокращение слов в тексте и в подписях под иллюстрациями не допускается. Исключение составляют сокращения, установленные ГОСТ 2.216-68, а также общеизвестные сокращения, такие как, например, РФ. Не рекомендуется вводить собственные сокращения обозначений и терминов. Наименования, приводимые в тексте и в иллюстрациях, должны быть одинаковыми.

Грамматические, синтаксические, пунктуационные ошибки, опечатки в ВКР недопустимы, а их наличие существенно влияет на оценку работы и решение вопроса о допуске ее к защите.

 

Чтобы избежать ошибок, необходимо соблюдать следующие правила:

  • не злоупотреблять использованием иностранных слов;
  • избегать использования слов, имеющих множественное значение;
  • пояснять только малоизвестные или разноречивые понятия, делая ссылки на авторов;
  • тщательно подбирать синонимы;
  • избегать искусственной наукообразности;
  • избегать повторений и общеизвестных положений, содержащихся в учебниках и учебных пособиях;
  • не использовать в предложении слов, удаление которых из текста не изменит его смысла;
  • избегать громоздких словесных конструкций;
  • не употреблять фразеологизмы;
  • не использовать просторечивые слова и т.д.

 

 

7.2 Требования к оформлению ВКР

 

Оформление ВКР должно отвечать современным требованиям и стандартам.

 

Текстовый материал ВКР должен быть выполнен на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А4 (210х297), через 1,5 интервала, с числом строк на странице не более 30, шрифтом Times New Roman стандартного размера (соответствует 14-му шрифту компьютера), с выравниванием текста по ширине листа и соблюдением  размеров отступа от края листа: левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, правое – 10 мм, нижнее – 20 мм.

 

Весь текст работы следует набирать в редакторе WORD,  и делить на абзацы, начало которых пишется с красной строки, отступая 3 печатных знака от общей линии строки.

 

Все страницы работы, включая иллюстрации, список литературы и приложения, должны нумероваться по порядку от титульного листа и содержания (на них нумерация не ставится) до последней страницы без пропусков и добавлений.

 

Порядковый номер страницы печатается с правой стороны верхнего поля страницы, начиная с цифры 3.

Вписывать в текст отдельные слова, знаки допускается только черными чернилами или тушью, при этом плотность вписанного текста должна быть максимально приближена к плотности основного изображения.

Каждый раздел работы необходимо начинать с новой страницы, параграфы (подразделы) располагать друг за другом вплотную. Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм требуется приводить на языке оригинала.

 

Заголовки разделов необходимо печатать заглавными буквами полужирным шрифтом симметрично тексту без подчеркивания, точку в конце заголовка не ставить. Если заголовок состоит из двух и более предложений, их разделять точкой. Переносы слов в заголовке не допускаются.

 

Заголовки подразделов печатаются жирным шрифтом, строчными буквами (кроме первой заглавной) с абзаца. Заголовок главы, параграфа не должен быть последней строкой на странице.

 

Расстояние от заголовка до текста – 3 интервала, между заголовком и подзаголовком – 3 интервала. Все заголовки и подзаголовки следует выделить шрифтом, отличным от шрифта основного текста.

 

Размеры знаков для формул рекомендуются следующие: прописные буквы и цифры – 7 - 8 мм, строчные – 4 мм, показатель степеней и индексы – не менее 2 мм.

 

Отдельные части работы (разделы и подразделы) должны иметь заголовки и порядковую нумерацию. Например, главы (разделы) 1.,2.,3. и т.д., подразделы (параграфы) – нумерацию в пределах каждой главы, например, 1.1., 1.2., 1.3, при более дробном делении - 1.1.1., 1.1.2., 1.1.3.  Если параграф имеет только один пункт, то выделять и нумеровать его не следует.

 

Титульный лист является первой страницей работы, но не нумеруется. Пример оформления титульного листа приведен в Приложении 2.

 

Содержание (оглавление) включает названия всех частей работы с указанием страниц, в соответствии с которыми они расположены в тексте.

 

 

7.3 Таблицы и иллюстративные материалы

 

Многие исследования содержат большое количество цифрового материла, который необходимо давать в сравнении, динамике и т.п. и оформлять в виде таблиц. По своему содержанию таблицы делятся на аналитические и констатирующие. Аналитические таблицы являются результатом анализа цифрового материла, и сопровождаются комментариями: «из таблицы видно, что …», «как показывает таблица …» и т.п. В констатирующих таблицах осуществляется лишь демонстрация цифрового материала без комментария в тексте исследования.

Основными элементами таблицы являются порядковый номер и тематический заголовок, боковик, заголовок вертикальных глав, заголовки горизонтальных и вертикальных граф основной части. Таблицы помещают в тексте работы после ссылок на них. Таблицы должны иметь названия и порядковую нумерацию, которая должна быть сквозной для всего текста ВКР.

Порядковый номер таблицы связывает ее с текстом и необходим, если в исследовании две и более таблицы. Слово «Таблица» и ее порядковый номер пишутся вверху над таблицей с левой стороны, затем дают ее название и единицу измерения, если она общая для всех граф и строк.

Заголовок таблицы выполняется строчными буквами (кроме первой заглавной), знак «№» и точка в конце заголовка не ставятся.

 

Таблица должна занимать не более одной страницы. Если аналитическая таблица по размеру превышает одну страницу, ее следует перенести на следующую страницу.

 

Ссылаться на таблицу нужно в том месте текста, где формулируется положение, подтверждаемое или иллюстрируемое. В тексте, анализируемом или комментирующем таблицу, не следует пересказывать ее содержание, а уместно формулировать основной вывод, к которому подводят табличные данные, или вводить дополнительные показатели, более отчетливо характеризующие то или иное явление или его отдельные стороны.

 

Иллюстрации (чертежи, рисунки, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) и таблицы следует располагать непосредственно после текстов, в которых они упоминаются впервые. Порядковый номер рисунка и его название проставляются под рисунком. При необходимости под иллюстрацией помещают также поясняющие данные (подрисуночный текст), иллюстрация обозначается общим словом «Рисунок.», которое помещают перед поясняющими данными.

 

Подписи и пояснения к фотографиям, рисункам, эскизам, схемам и таблицам должны быть напечатаны под ними. Оформление чертежей, графиков, диаграмм, схем должно соответствовать требованиям ГОСТов (Приложения 5,6,7).

 

 

7.4 Формулы и цифровой материал

 

Формулы и расчеты должны органично вписываться в текст выпускной квалификационной работы, не разрывая его грамматической структуры. Формулы необходимо сначала привести в буквенном выражении, затем дать расшифровку входящих в них индексов и величин.

 

Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки.

 

Формулы следует располагать на середине строки, а связывающие их слова «где», «следовательно», «откуда», «находим», «определяем» - в начале следующей строки. Формулы следует нумеровать, особенно, если в тексте приходится на них ссылаться, порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках, например, (2) в крайнем правом положении в строке.

 

Внутри пунктов и подпунктов могут быть приведены перечисления. Их следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами со скобкой, например, 1), 2), 3) и т.д. и печатать строчными буквами с абзаца без точки после скобки. Содержание каждого подпункта отделятся друг от друга точкой с запятой. В пределах одного пункта или подпункта не допускается более одной группы перечислений.

 

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснений начинают со слова «где» без двоеточия.

При приведении цифрового материала должны использоваться только арабские цифры, за исключением общепринятой нумерации кварталов, полугодий, которые обозначаются римскими цифрами.

 

Интервалы величин «от»  и «до» записываются через тире, например, 8-12 %  или стр. 5-7 и т.д. При величинах, имеющих два предела, единица измерения пишется только один раз при второй цифре. Такие знаки, как №, % пишутся только при цифровых или буквенных величинах, а в тексте их следует писать только словами: «номер», «процент».

 

Математические знаки «+», «-», «=», «>», «<» и другие используются только в формулах. В тексте следует писать словами «плюс», «минус», «равно», «больше», «меньше».

 

 

7.5 Приложения к выпускной квалификационной работе

 

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии более одного приложения их следует нумеровать арабскими цифрами без знака №, например: Приложение 9.

 

 

7.6 Оформление списка литературы

 

Оформлению списка литературы придается большое значение. По его содержанию можно судить о том, насколько полно автор использовал литературу по данному вопросу. Кроме того, такой список может представлять самостоятельную ценность как справочный материал для дальнейших исследований.

В зависимости от характера работы в библиографический список внести использованную литературу в ВКР основную,  цитируемую, дополнительную и интернет - ресурсы.

 

Расположение литературы в списке должно быть в алфавитном порядке (Приложение 9).

 

При алфавитном расположении литература группируется в строгом алфавитном порядке фамилий авторов книг, статей или заглавий, если описание начинаются с заглавия. Если заглавие начинается с цифр, то описание располагается с начальной буквы цифрового выражения. Работы одного автора могут располагаться в алфавитном порядке названий работ. При наличии нескольких работ одного автора, но с соавторами, они располагаются в порядке алфавита фамилий соавторов. Авторы однофамильцы располагаются по алфавиту их инициалов.

 

Список литературы должен быть пронумерован. Заголовок списка – Литература и источники.

Литература на иностранных языках помещается в конце списка.

 

 

7.7. Оформление списка  литературы и источников

 

Примеры приведены в Приложении 11.

 

7.8. Сокращения слов и словосочетаний

 

При использовании сокращений в списке литературы необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Заглавия книг и статей не сокращаются, сокращаются лишь сведения, относящиеся к заглавию.
  2. Нельзя сокращать слова и словосочетания, если возможно различное понимание сокращенного выражения.
  3. При описании статей название источника указывается сокращенно.

Сокращения проводятся в соответствии с:

  • ГОСТ Р7.0.5-2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.

 

 

.VIII. Процедура допуска к защите ВКР

 

 

8.1 Подготовленная ВКР представляется студентом научному руководителю в одном экземпляре не позднее чем, за 2 недели до ее защиты. В конце текста исполнитель ставит свою подпись и дату сдачи работы.

8.2 Научный руководитель в недельный срок составляет письменный отзыв, заключение которого должно содержать характеристику текущей работы студента-выпускника над выбранной темой, оценку полноты выполненного задания, а также рекомендации по допуску к защите.

8.3 ВКР с письменным отзывом научного руководителя (при наличии консультанта – с его подписью на титульном листе) передается заведующему кафедрой, который на основании этих материалов решает вопрос о допуске работы к защите и ставит свою подпись и дату на титульном листе в графе допуска.

8.4 Приказом ректора к защите ВКР допускается студент, успешно завершивший в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования, успешно сдавший государственные экзамены и представивший завершенную выпускную квалификационную работу с положительным отзывом научного руководителя.

   

  8.5 Не позднее, чем за 2 дня до защиты ВКР вместе с отзывом  передается секретарю ГЭК.

 

 

IX. Защита выпускной квалификационной работы

 

9.1 Порядок защиты

 

Защита ВКР проводится на открытом заседании ГЭК с участием не менее 2/3 ее состава при обязательном присутствии Председателя ГЭК или его заместителя.

На защиту одной работы отводится до 30 минут. Время заседания экзаменационной комиссии (ГЭК) не должно превышать 6 часов в день.

 

Заседание ГЭК начинается с объявления списка студентов, защищающих работы на данном заседании.

 

Председатель комиссии представляет всех членов ГЭК, присутствующих на заседании, устанавливает регламент работы и определяет очередность защищающихся. В порядке очередности председатель комиссии приглашает на защиту студентов, объявляя фамилию, имя и отчество, тему выпускной работы и научного руководителя с указанием его должности.

 

Обратившись к членам ГЭК и присутствующим на защите лицам, выпускник предлагает их вниманию тему своей ВКР и докладывает основные (наиболее значимые) положения ее содержания, результаты и выводы. Для изложения содержания работы студенту предоставляется не более 10 минут. После доклада ему задаются вопросы по теме работы, причем вопросы могут задавать не только члены экзаменационной комиссии, но и любой из присутствующих на защите. Выпускник может отвечать на вопросы по мере их поступления или записать их и дать ответы позже (перед ответом на замечания, содержащиеся в отзыве или после этого).

 

После ответов на вопросы слово предоставляется научному руководителю ВКР, который характеризует не только работу, но и отношение к ней студента, понимание им полученных результатов. При отсутствии научного руководителя, секретарь ГЭК или один из ее членов зачитывает подготовленный руководителем отзыв.

 

Председатель ГЭК выясняет, удовлетворен ли научный руководитель ответами студента и просит присутствующих выступить по существу работы. Поскольку защита ВКР носит публичный характер, то в обсуждении работы может принять участие любой преподаватель, специалист или слушатель, находящийся в аудитории. После дискуссии по теме работы председатель ГЭК может предоставить выпускнику заключительное слово на 2-3 минуты.

 

При ответе на вопросы присутствующих выпускнику следует соблюдать корректность, тактичность, проявить интерес к сделанным замечаниям и заданным вопросам, выразить за них благодарность и, не задевая достоинства и самолюбия лиц, сделавших замечания или задавших вопросы, убедительно обосновать свою точку зрения, обращая особое внимание на аргументацию ответов.

 

При определении окончательной оценки по защите работы принимается во внимание уровень теоретической и практической подготовки студента, качество выполнения эксперимента и расчетов, самостоятельность суждения о полученных результатах, оформление работы и ход ее защиты. Также учитываются доклад выпускника по каждому разделу работы, ответы на вопросы и отзыва научного руководителя.

 

Решение экзаменационной комиссии об оценке принимается открытым голосованием простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании по завершении защиты всех работ, намеченных на данное заседание. При равном числе голосов председатель ГЭК (или заменяющий его заместитель председателя комиссии) обладает правом решающего голоса.

 

На заседании экзаменационной комиссии принимается решение о рекомендации лучших работ к публикации в научной печати, внедрению в производство, представлению на получение авторских свидетельств или о выдвижении на конкурс, принимается также решение о рекомендации лучших студентов для поступления в аспирантуру.

 

По окончании оформления необходимой документации в аудиторию приглашаются студенты, защитившие ВКР и все приглашенные лица. Председатель ГЭК подводит итоги защиты работ, зачитывает оценки, выставленные комиссией, отмечает особенно удачные работы, делает предложения о публикации или внедрении на производстве, объявляет решение о присвоении квалификации и поздравляет студентов с завершением итоговой государственной аттестации.

 

 

9.2 Рекомендации по составлению текста выступления на защите

 

Студент, получивший положительный отзыв о ВКР от руководителя, рецензию внешнего рецензента и решение выпускающей кафедры о допуске к защите, должен подготовить доклад, в котором должен четко и кратко изложить основные положения своей работы. В докладе необходимо отразить актуальность темы, что является объектом и предметом исследования, его целью и задачами, методологической основой, какие методы в нем использованы, какие новые результаты достигнуты, что сделано лично автором.

 

Содержание доклада студент определяет совместно с научным руководителем. Цифровые данные приводятся в докладе, если они необходимы для доказательства и иллюстрации выводов.

 

Доклад должен быть подготовлен письменно, но выступать на защите следует свободно, не зачитывая текст. Текст выступления должен быть максимально приближен к тексту ВКР, поэтому основу выступления могут составить введение, основные выводы по главам исследования и заключение. В выступлении должны быть использованы только те графики, диаграммы и схемы, которые представлены в работе. Использование в выступлении данных, не использованных в работе, недопустимо.

 

Доклад можно иллюстрировать графиками, схемами, таблицами, эскизами, подготовленными заблаговременно и согласованными с научным руководителем. Основные иллюстративные материалы могут быть представлены в виде раздаточного материала членам экзаменационной комиссии, представлены в форме плакатов или компьютерной презентации.

 

 

 

9.3 Рекомендации по оформлению раздаточного материала

Раздаточный материал необходимо подготовить в соответствии с количеством членов ГЭК. Соответствующий материал в форме таблиц, схем, графиков, фотографий должен быть представлен на листах формата А4 и разложен в определенной последовательности. Каждый лист должен иметь соответствующее название и комментарии, порядковый номер.

 

Титульный лист рекомендуется оформить согласно Приложению. В ходе защиты ВКР студент обращает внимание членов ГЭК на тот материал, который использует в своем выступлении.

 

9.4 Рекомендации по оформлению наглядности результатов исследования

 

При защите ВКР приводить  выводы, графики, таблицы и иметь минимальное количество текста.

Слайды должны быть выполнены эстетично, грамотно, лаконично, подчеркивая ключевые моменты ВКР, и должны легко читаться членами ГЭК с их рабочих мест.

 

9.6 Рекомендации по составлению компьютерной презентации

 

Наилучшим способом представления доклада является компьютерная презентация (КП). КП позволяет использовать ее студенту-выпускнику как легальную шпаргалку, а с другой стороны, позволяет членам ГЭК одновременно изучать ВКР и контролировать выступление студента-выпускника.

 

Основными принципами составления КП являются лаконичность, ясность, уместность, сдержанность, наглядность (подчеркивание ключевых моментов), запоминаемость (разумное использование анимационных эффектов). Желательно сопровождать выступление презентацией с использованием 10-15 слайдов, в том числе заголовочного и итогового. В заголовке следует привести название темы, автора и научного руководителя. Каждый слайд должен иметь заголовок.

 

9.7 Критерии оценки ВКР

 

При оценке ВКР ГЭК обращает внимание на:

  • качество доклада (композиция, полнота представления работы);
  • объем и глубину знаний по теме или предмету, эрудицию, использование междисциплинарных связей;
  • качество оформления выпускной квалификационной работы и демонстрационных материалов;
  • культура речи, манера общения, умение использовать наглядные пособия, способность заинтересовать аудиторию;
  • ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убежденность;
  • умение конкретно и аргументировано отвечать на вопросы членов ГЭК;
  • деловые и волевые качества докладчика: ответственное отношение к работе, стремление к достижению высоких результатов, готовности к дискуссии, контактность;
  • степень завершенности работы;
  • наличие материала, подготовленного к практическому использованию.

Решения об оценке  выпускной квалификационной работы принимаются по завершению процедуры защиты на закрытом заседании ГЭК простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. При равном числе голосов голос председателя является решающим.

 

Результаты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно», которые объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протокола заседания экзаменационной комиссии.

 

 

X. Литература

 

Методические рекомендации по подготовке к защите ВКР для студентов-выпускников составлены на основании следующих документов:

 

  1. Закон РФ от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании».

 

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.03.2003 № 1155 «Об утверждении Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте Росси 05.05.2003, рег. № 4490).

 

  1. Методические рекомендации по организации итоговой государственной аттестации в Удмуртском государственном университете. // Сост. Бунтов С.Д., Мерзлякова Г.В. Баскин А.С.. - Ижевск, 2008 -  69 с.

 

  1. Итоговая государственная аттестация выпускников ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» (ФГОС) // Сост. Анголенко Е.Н., Нуриева Я.А. – Ижевск, 2012 – 24с.

 

 

 

 

XI. Приложения

 

 

Приложение 1

 

Образец оформления заявления

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ

КАФЕДРА  БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Профиль 20.03.01.01(а,п) «Безопасность жизнедеятельности в техносфере»

 

                                                                                                

 

                                                                                                    УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                    Зав. кафедрой,

                                                                                                    к.т.н. Иванов Ю.В..

_______________________

«___»___________ 20___г.

 

 

З А Я В Л Е Н И Е

 

студента 4 курса группы 20.03.01.01/(а,п) -41

 

Петрова Ивана Сергеевича

 

Прошу закрепить за мной тему выпускной квалификационной работы: ««Разработка мероприятий по улучшению состояния безопасности труда в хозяйстве автоматики и телемеханики».

 

 

 

Руководителем выпускной квалификационной работы прошу назначить: доцента кафедры безопасности жизнедеятельности Белоусову О.Ю.

 

 

_______________________                                                         _____________________

   (подпись руководителя)                                                               (подпись студента)

 

«___»___________ 20___г.                                                      «___»__________ 20 __г.

 

Приложение 2

Образец оформления титульного листа

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ

 

КАФЕДРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Профиль 20.03.01.01(а,п) «Безопасность жизнедеятельности в техносфере»

 

 

Выпускная квалификационная работа

 

на тему:

«Улучшение условий труда термистов участка термообработки предприятия  ОАО «СТАР» г. Перми»

 

Работу выполнил

Студент группы ЗСБ-20.03.01.01 (а)-41(К)

___________ В.А. Петров

 

Научный руководитель

К.т.н., доцент

___________ М.А.Сидоров
 

Консультант  по экономическому

разделу  к.э.н.

____________ Н.П. Шамаева 

 

Зав. кафедрой

к.т.н., доцент

_____________ Ю.В. Иванов               

 

                                                                                          

                                                                             

Ижевск 2015

 

 

Приложение 3

 

Образец оформления содержания

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………….……………………...……...3

 

Раздел 1. Теоретические основы улучшения условий труда……………………….5

1.1 Нормативно-правовая документация для улучшения условий труда……………………………………………………………....….………………..…...5

1.2. Теоретические основы направлений улучшения условий труда………………………………………….........................................................……..14

1.3. Существующие методы улучшения условий труда………………....…...……….22

1.4 Выводы ………………...…………………………………………….…….…………25

 

Раздел 2. Разработка решений по улучшению условий труда на участке термообработки………………………………………………….………………….…..26

2.1. Характеристика предприятия………………………………………………………26

2.2. Выявление опасных и вредных факторов..………………………………….……..31

2.3 Предлагаемые организационные и технические решения по улучшению условий труда..…………………………………………………………………………......………36

2.4 Расчеты по обоснованию технических решений….……………………….………46

2.5 Выводы……………………………………………………………………………….47

 

Раздел 3. Технико-экономическое обоснование проекта…………….…...………49

3.1. Методики расчета экономической эффективности..…………...………….……...49

3.2. Расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий.….….…….50

3.3 Выводы ……………………………………………………………...….…….……....61

 

Заключение………………………………………………………………….……...…....63

 

Литература........................................ ……………………………………….………......65

 

Приложения……………………………………………………………………….…….70

 

 

 

 

Приложение 4

Образец оформления отзыва научного руководителя

 

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ

кафедра  безопасности жизнедеятельности

 

ОТЗЫВ

на выпускную квалификационную работу студента 4 курса, группы ЗС -41, профиль 20.03.01.01 (а,п) «Безопасность жизнедеятельности в техносфере»

Бондарева Дениса Александровича

на тему «Улучшение условий труда на рабочем месте кузнеца штамповочного молота».

 

Выпускная квалификационная работа Бондарева Д.А. посвящена изучению улучшения условий труда на рабочем месте кузнеца штамповочного молота. Работа является актуальной для практики обеспечения безопасных условий труда в кузнечно-прессовых цехах.

Разработанные технические решения влияют на профессиональное самоопределение будущего специалиста,  могут повысить  не только качество подготовки при обучении в ВУЗе, но и эффективность его дальнейшей профессиональной деятельности.

Во введении в соответствии с требованиями достаточно чётко, ясно и правильно сформулированы его элементы. Автор обстоятельно представляет научную разработку вопроса, проявляя глубокие знания многочисленных источников разнообразного характера. Студент-дипломник обладает достаточно высокой эрудицией и успешно отстаивает в дискуссиях свою сформировавшуюся точку зрения.

За время работы над выпускной квалификационной работой Бондарев Д. А. заметно вырос как исследователь, хорошо знает предмет своего исследования, собрал большой статистический материал и успешно справился с планом выполнения выпускной квалификационной работы.

Работа имеет четкую структуру, в которой прослеживается логика исследования, обеспечивающая последовательность, непротиворечивость изложения и анализа фактического материала, написана научным языком и носит ярко выраженный самостоятельный характер.

Считаю, что Бондарев Д.А. выполнил  работу, соответствующую требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам, подготовлен к дальнейшей самостоятельной работе по выбранной специальности, а его исследование может быть допущено к защите в ГЭК.

 

Научный руководитель:

К.т.н., доцент кафедры  БЖ                                                                            Ю.В. Иванов

 

                                                                                          «___»_______________ 20 __ г.

Приложение 5

Пример оформления таблицы

Таблица 1- Распределение критически важных объектов по видам угроз

 

 

 

 

 

 

Федеральный округ

Количество КВО

Всего

в том числе по видам угроз

радиационно-опасные

химически

опасные

биологически

опасные

техногенно

опасные

пожаро-,

взрывоопасные

экономические

информационные

Дальневосточный

215

5

1

124

51

1

33

Приволжский

496

13

62

1

234

150

3

33

Северо-Западный

368

21

10

2

221

62

3

49

Сибирский

344

14

9

3

206

82

1

29

Уральский

258

11

19

146

64

2

16

Центральный

755

36

37

8

416

122

13

123

Южный

535

5

58

10

216

215

1

30

Итого

2 971

105

196

24

1 563

746

24

313

                   

 

Пример оформления графика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1- Динамика количества чрезвычайных ситуаций

за период 1997–2004 гг.

Приложение 6

Пример оформления диаграммы

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 - Динамика численности погибших в чрезвычайных ситуациях за период 1997–2004 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4323

1349

602

285

433

205

621

378

ГУ ГОЧС г. Москва

Центральный ФО

Дальневосточный ФО

Южный ФО

Северо-Западный ФО

Приволжский ФО

Уральский ФО

Сибирский ФО

Приложение 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 - Фактическое наличие материальных ресурсов в резервах

 для ликвидации ЧС по федеральным округам, млн. рублей

 

 

Приложение 8

 

Примерные направления исследований

 

Примерные темы выпускных квалификационных работ:

 

  1. «Разработка методов снижения вредных выбросов (на примере …….)».
  2. «Проектирование системы газоочистки для шлифовального участка на….».
  3. «Разработка системы сухого пылеулавливания от агрегатов внепечной обработки стали».
  4. «Разработка систем оценки и информационного обеспечения экологического зонирования территории…».
  5. «Разработка мероприятий по нормализации параметров воздушной среды на примере……».
  6.  «Оценка безопасности при эксплуатации источников электромагнитных полей…».
  7. «Оценка экологического риска на ОАО …….».
  8.  «Экологическое обоснование возможности размещения ГЭС на реке ….».
  9. «Экологический мониторинг и оценка риска загрязнения подземных вод нефтепродуктами в районе расположения нефтебазы…..».
  10.  «Эколого-экономическая оценка перевода угольных котельных на кондиционное топливо из древесных отходов на …».
  11.  «Совершенствование методических материалов по оценке аэроионного состава воздуха при аттестации рабочих мест».
  12. «Обеспечение безопасности при эксплуатации ….. установки».
  13. «Совершенствование системы обеспечения промышленной безопасности и охраны труда в ….»
  14.  «Организационно- технические мероприятия по снижению травматизма на рабочем месте электросварщика ручной сварки при производстве ……. оборудования».
  15. «Разработка мероприятий по улучшению состояния безопасности труда в хозяйстве автоматики и телемеханики».
  16. «Разработка локальных нормативных актов в области охраны труда для структурного подразделения …..».
  17. «Оптимизация санитарно-гигиенических факторов производственной среды в прядильном цехе ООО «…».
  18. «Оценка условий труда в электролизном производстве …. и разработка мероприятий по их улучшению».
  19. «Совершенствование системы управления охраны труда в ………..».
  20. «Создание центра по оказанию услуг, связанных с обеспечением охраны труда на предприятиях малого бизнеса (например, по обслуживанию автотранспорта)»
  21. «Совершенствование системы управления охраной труда на ….».
  22. «Специальная оценка условий труда на ….».
  23. «Разработка мероприятий по улучшению условий и охраны труда в …..».
  24. «Улучшение условий труда на рабочем месте …….».
  25.  «Разработка программного комплекса для дистанционного обучения специалистов электроэнергетического профиля оказанию первой помощи».
  26.  «Анализ условий труда и разработка мероприятий по их оптимизации в цехе ……»
  27. «Разработка методики оценки эффективности обучения руководителей и специалистов по охране труда»
  28. «Анализ производственного травматизма в …».
  29. « Совершенствование системы управления охраной труда в ….».
  30. « Комплексная система обеспечения безопасности работников при обслуживании поездов на ПТО».
  31. «Мероприятия по борьбе с шумом и вибрацией при сборке ….».
  32. «Разработка системы управления охраной труда и промышленной безопасностью в условиях ООО ………».
  33. «Сравнительный анализ профессиональных рисков ….. предприятий».
  34. «Разработка системы мониторинга промышленной безопасности технических устройств на опасных производственных объектах (на примере…..)».
  35. «Разработка и решение проблем совершенствования тушения пожаров в здании…….».
  36. «Проектирование системы пожарной сигнализации и оповещения в здании ……».
  37.  «Производственная безопасность в ремонтно-строительном цехе на …..».
  38. «Разработка системы оповещения для корпуса….».
  39. «Исследование системы защиты работников от последствий аварий в ……..».
  40. «Обеспечение пожарной безопасности в проектируемом цехе …».
  41. «Разработка модели развития чрезвычайной ситуации на….».
  42. «Повышение безопасности производственной среды в цехе…..».
  43. «Разработка стендов для проведения лабораторных работ в ….»
  44. «Проблема городского шума….»
  45. «Проблема утилизации отходов»
  46. «Микроклимат как интегральный показатель здоровья работников на ….»
  47. «Анализ ЧС природного характера на территории ….»
  48. «Анализ ЧС техногенного характера на территории …»
  49. «Оценка ущерба от ЧС на территории ….»
  50. «Зонирование территории … по степени риска от ЧС»
  51. «Мониторинг радиоактивного загрязнения окружающей среды»
  52. «Оценка экологической опасности автотранспорта на улицах г…..»
  53. «Оценка экологичности автозаправочных станций …»
  54. «Оценка экологичности открытых автостоянок…»
  55. «Очистка сточных вод на…»
  56. «Проблемы утилизации твердых бытовых отходов в населенных пунктах....»
  57. «Экологическая оценка проекта строительства ГЭС …»
  58. «Экологическая оценка проекта строительства ветки нефтепровода…»
  59. «Проект (реконструкция) механизированной линии ежедневного технического обслуживания автомобилей….»
  60. «Анализ причин отказов и неисправностей основных систем и механизмов автомобилей»
  61. «Разработка генерального плана … с учетом санитарных требований и пожарной профилактики (выбор площадки, размещение на ней объектов, их взаимное расположение, озеленение, мероприятия, обеспечивающие очистку технической воды и выбросов в атмосферу)»
  62. «Разработка внутренней планировки рабочих помещений с учетом требований безопасности, санитарных и противопожарных мероприятий.»
  63. «Оценка надежности конструктивных решений по безопасности труда и противопожарной технике»
  64. «Разработка мероприятий по борьбе с шумом и вибрациями в производственных помещениях..»
  65. «Разработка устройств, обеспечивающих снижение запыленности и загазованности воздуха в производственных помещениях и на транспортных средствах до предельно допустимых концентраций. Вредные выбросы в атмосферу и их локализация»
  66. «Устройства по очистке вентиляционных промышленных выбросов и выбросов отработавших газов транспортных средств в атмосферу с анализом требований санитарных норм и ГОСТов»
  67. «Противопожарные мероприятия мест хранения, обслуживания и ремонта автомобилей, цехов, отделений и т.п. СТО».
  68. «Анализ пожарной безопасности …. корпуса»
  69. «Сравнительный анализ производственного травматизма на предприятиях..»
  70. «Совершенствование системы очистки сточных вод от органических загрязнителей на предприятиях…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 9

 

Примеры оформления литературы:

 

Книги 1, 2, 3 авторов

  1. Богачев С. П. Основы новой теории спроса – Калуга:Облиздат, 2011. – 160 с.
  2. Глебанов А. Ю.,Лебедев В.В. Теоретические вопросы аспектов

      международной торговли инновациями  – М.: МАКС-пресс, 2011. – 63 с.

  1. Османов М. Н и др.. Проблема использования инвестиционного потенциала российских регионов / М. Н. Османов, Г. И. Магометов, М. М. Османова. – М.: МАКС-пресс, 2011. – 165 с.

 

 

Книги 4-х и более авторов

  1. Управление персоналом организации / А. Я. Кибанов, И. А. Баткаева, И. Е. Ворожейкин, О. Н. Громова; под ред. А. Я. Кибанова. – М.: Инфра - М, 2011. – 295 с.
  2. Экономика предприятия: Учеб. для вузов / В. Я. Горфинкель, В. А. Швандар [и др].; под ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара. – 3-е изд., перераб., доп. – М. : Юнити, 2012. – 718 с.

 

 

Официальные документы

  1. Российская Федерация. Гос. Дума (2000 – ). Государственная Дума : стеногр. заседаний: бюллетень Федер. Собр. Рос. Федерации. – М.: ГД РФ, 2000. – 30 с.
  2. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: принята всенарод. голосованием 12 дек. 1993 г. – М.: Ось-89, 2001. – 47 с.
  3. Российская Федерация. Законы. Закон города Москвы «Об охране труда в городе Москве». – М. : Мажестэ-М, 2001. – 16 с.

 

 

Описание официальных документов

  1. Российская Федерация. Законы. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения : проект Федер. закона Рос. Федерации // Рос. газета. – 2002. – 21 марта.
  2. Президент Удмуртской Республики. Об основах государственной политики в сфере социально- экономического развития села: закон от 27 февр. 2002 г. № 15 – РЗ // Известия Удмурт. Респ. – 2002. – 20 марта.

 

Многотомное издание

  1. Справочник практического врача: в 2 т. / сост. В. И. Бородулин. – 8-е изд. – М. : РИПОЛ классик, 2012.
  2. Аверченко А. Т. Сочинения: в 2 т. / А. Т. Аверченко. – М.: ЛАКОМ, 2012.

 

 

Описание отдельного тома

  1. Соловьев В. С. Полное собрание сочинений и писем: в 20 т. / В. С. Соловьев. – М. : Наука, 2012.– Т. 1. : Сочинения. 1873-1876. – 390 с.

 

 

Статьи из газет

  1. Геннадьева С. Синергетика – ключ к преодолению «кризиса компетентности» / С. Геннадьева // Удмурт. правда. – 2012. – 28 марта.
  2. Донская О. Кто есть кто в семье удмуртской? / О. Донская // Известия Удмурт. Респ. – 2012. – 16 янв.

 

 

Статьи из журналов

  1. Зарандия Т. Просрочка должника и кредитора: сравнительно-правовое исследование  // Государство и право. – 2011. – № 8. – С. 105–108.
  2. Воронов Л. Н., Алексеев В.В. К проблеме классификации нейронов стриатума конечного мозга птиц  // Журн. высш. нерв. деятельности им. Павлова. – 2011. – Т. 51, вып. 4. – С. 477–483.

 

 

Статьи из сборников

  1. Алабужев С. В. Позитивные самосознание и самоотношение как факторы развития здоровой личности подростка / С. В. Алабужев // Профилактика употребления психоактивных веществ в образовательной среде : тез. докл. респ. Межведомствен. науч.-практ. конф. – Ижевск, 2011. – С. 13–16.
  2. Грушина А. Г. Личность в свете развития культуры / А. С. Грушина // Текст – 2012: Теория и практика: Междисциплинарные подходы : материалы Всерос. науч. конф., 24-27 апр. 2001 г. – Ижевск, 2011. – Ч. 1. – С. 13–14.

 

 

Описание произведений из собрания сочинений

  1. В. С. Соловьев. – М., 1996. – Т. 1. – С. 3–32.

 

 

 

Оформление нормативных документов

20. ГОСТ 7.9–95 (ИСО 214–76). Реферат и аннотация. Общие требования : межгос. стандарт. – Введ. 01.07.97 // Стандарты по издательскому делу / сост. А. А. Джиго, С. Ю. Калинин. – М., 2007. – С. 132–137.

 

 

Описания электронных ресурсов

21. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля [Электронный ресурс]: Электрон. дан. – М. :   АСТ, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

 

22. Атлас-98 [Электронный ресурс] : 3 D. – Электрон. дан. и прогр. – [М.], 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) :  зв., цв. – Сист. Требования : PC 486 DХ-33.

 

23. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ; под ред. Т. В. Власенко ; Web-мастер Козлова Н. В. – Электрон. дан. – М. : Рос. гос. б-ка, 2012. – Режим доступа: http://www.rsl.ru.

 

24. Исследовано в России [Электронный ресурс] / Моск. физ.-техн. ин-т. – Электрон. журн. – Долгопрудный : МФТИ, 2012. – Режим доступа к журн.: http://zhurnal.mipt.rssi.ru. Доступен также на дискетах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………….3

 

 

1.

 

Общие положения……………………………….....4

 

 

2.

 

Виды выпускных квалификационных работ ……5

 

 

3.

 

 

Выбор темы выпускной квалификационной    работы……………………………………..................8

 

 

4. 

 

5.    

 

Структура выпускной квалификационной работы.9

 

Научное руководство………………………………21

 

 

6.

Cбор, анализ и обобщение материалов

исследования……………………………………….22

 

 

7.

 

Требования к оформлению ВКР………………… .24

 

 

8.

 

Процедура допуска к защите ВКР……………….  33

 

 

9.

 

 

Защита выпускной квалификационной

работы……………………………………………… 34

 

 

10.

 

Литература    ……………………………………… 40

 

 

11.

 

Приложения………………………………………...41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составители:       

                              Иванов Юрий Васильевич

                              Попков Артём Викторович

                              Метлушин Сергей Владимирович

                  Шалаев Владимир Иванович

                 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

по подготовке и защите выпускных квалификационных работ

для студентов, обучающихся по программам бакалавров профилей 20.03.01.01 (а,п)
«Безопасность жизнедеятельности в техносфере»

 

 

 

Напечатано в авторской редакции с оригинал-макета заказчика

 

 

 

 

Корректор: О.Ю. Белоусова

Компьютерная верстка: О.Ю. Белоусова

 

 

Подписано в печать 10.02.2015

Формат 60×40 1/16. Печать офсетная

Усл. печ. л.   Уч. изд. л.

Тираж 100 экз. Заказ №

Типография ФГБОУ ВПО «Удмуртский госуниверситет»

426034, Университетская, 1, корп. 2.

 

 


[1] (Например, источником вредных и опасных факторов является краскопульт который используется для нанесения краски на деталь, находящуюся в окрасочной камере. При работе краскопульта в воздух рабочей зоны выделяется 600 мг/с, растворителя диметилбензола (ксилола) относящегося к веществам 2 класса опасности с ПДК 300 мг/м3. При этом   уровень воздействия на работающего выражается в том, что концентрация ксилола в рабочей зоне достигает 350 мг/м3, что превышает допустимую – 300 мг/м3. Ксилол является нервным ядом оказывая, на человека наркотическое воздействие), - определяются вредные и опасные факторы одной из профессий, что осуществляется на основании карты описания профессии, например электрика, токаря, машиниста и т.д.

 

[2] (Например, после расчета вентиляции рабочей зоны не удалось добиться снижения концентрации до предельно допустимой по лимитирующему фактору-скорости движения воздуха в рабочей зоне и концентрация вредного вещества 2-го класса опасности составила 1,2 ПДК, что соответствует классу условий труда 3.1- опасный и надбавке к зарплате 6%).